«Вечерний Екатеринбург», Кирилл Петров пишет: «Бюджетные сусеки расходовать по уму»

15 июля 2005 (11:00)

Год пошел на убыль – пора верстать финансы года нового. Пока депутаты всех уровней отдыхают, структуры исполнительной власти должны без суеты, вдумчиво проработать проекты бюджетов, чтобы осенью предложить депутатам пищу для размышлений и в итоге совместного труда откупорить шампанское 31 декабря уже с готовым бюджетом наступающего года.

Федеральные министры и депутаты получили на днях от главы государства чёткое указание: будущий главный финансовый документ страны должен быть бюджетом развития, но никак не разбазаривания. То есть деньги должны работать на улучшение благосостояния людей, на решение социально-экономических проблем, а не тратиться на сомнительные и рискованные прожекты.

Действительно, бюджетное строительство – вещь серьёзная, целая наука, но одновременно – простой инструмент, владение которым доступно практически любому здравомыслящему человеку. Поскольку и в семейном бюджете, и в государственном, и в городском принципы и подходы одни и те же. Кроме того, во всех трёх случаях деньги одни – наши с вами. Вот только у себя дома мы сами считаем, сколько заработали и на что можем потратить, а планированием общественных и государственных финансов занимаются от нашего имени уполномоченные на то чиновники и депутаты.

Правильно ли они деньгами распоряжаются – вопрос, который время от времени возникает. Помнится, не так давно мы все пытались найти ответы, так ли уж необходимы нам ещё один частный щебёночный карьер, спортивно-развлекательный комплекс etc, на которые пытаются затратить бюджетные деньги. Областной бюджет вообще зачастую грешит изъянами, которые трудно совместить с понятием «рачительность». С ним постоянно происходят какие-то непонятные, с точки зрения здравого смысла, вещи: его объявляют бездефицитным, говорят даже о профиците (то есть доходы больше, чем запланированные расходы), однако при этом социальные статьи хронически недофинансируются (за что никто не несет наказания), и в то же время «золотой

дождь» из наших, налогоплательщиков, рублей проливается в частно-коммерческие карманы то ООО «Дворец спорта» (судя по всему, именно оно будет получать доходы от аренды реконструированного на бюджетные деньги Дворца спорта), то ООО «Инфотек» (ему, как утверждают, принадлежат сети кабельного телевидения по всей области, на развитие которых тратятся опять же средства бюджета). С четвертой же стороны, нам постоянно говорят о «бюджетных проблемах», ради решения которых до нитки обираются города-доноры – Екатеринбург, Верхняя Пышма...

Согласитесь, в любой семье подобная ситуация – повод для конфликта. У нас же муниципалитеты, которые по факту отвечают перед людьми за всё, вынуждены идти на поклон, чтобы вернуть в свой город хотя бы немного денег, заработанных горожанами. Возникает совершенно фантастический контраст между уровнем экономического развития города и уровнем бюджетной обеспеченности. Екатеринбуржцы выходят из магазинов и развлекательных центров столичного уровня на улицу, где приходится очень по-провинциальному скакать между луж. Нянечкам и медсестрам предлагается работать за такую месячную зарплату, которую они получат за неделю работы на частном предприятии за углом.

Формирование регионального бюджета традиционно идёт так, что доходные источники бюджета Екатеринбурга как можно более урезаются, а на любую заработанную городом «лишнюю» копеечку областная власть сразу же кладёт глаз. Однако новый закон о местном самоуправлении (МСУ) обязывает кроить бюджет-2006 так, чтобы ни одно из полномочий МСУ не оказалось «голым», то есть не подкреплённым финансово.

Кстати, практику «разбазаривания» денег налогоплательщиков и традицию «тырить» заработанное другими в личные «имиджевые» сусеки легко прекратить, стоит лишь предавать проект бюджета гласности, выносить его на широкое обсуждение, как это сделано, например, в Екатеринбурге. Бюджетные закрома – общее достояние, и расходоваться оно должно по уму.


Другие материалы по теме: