«Вечерний Екатеринбург», Кирилл Петров пишет: «... Минус хватательный инстинкт»

20 июля 2005 (09:54)

Если бизнес хватает власть за горло; если действия власти удушают свободу

предпринимательства – проигрывает общество в целом. Это аксиома.

Скажем, власть вместо установления справедливых правил игры на бизнес-поле и создания оптимальных условий для выращивания честных и сильных экономических культур исходит по отношению к предпринимателям из принципа «отдай всё и налоги» – соответственно, граждане либо получают мизерную зарплату, либо вовсе лишаются работы. Когда предприниматели в погоне за сверхприбылями воздействуют на властные структуры, дабы получить безосновательные экономические послабления в обмен на, допустим, политическую лояльность, то результатом могут быть уменьшение сбора налогов и сужение социальной политики – а это неизбежно ведёт к понижению стандартов качества жизни населения, уровня образования и здоровья и проч.

Примеров можно приводить много, и все они лишь доказывают очевидное: альтернативы политики партнёрства власти и бизнеса нет, «Хватательный инстинкт», культивируемый порой сторонами, вредно отражается на социально-экономическом благополучии общества. Похоже, это начинают понимать все здравомыслящие политики и бизнесмены, и потому в последнее время всё чаще стали говорить о некоем социальном договоре между бизнесом, обществом и властью. Речь о том, что социальная ответственность бизнеса может реализовываться только в созданной властью благоприятной атмосфере для развития предпринимательства. Появление новых рабочих мест, обеспечение достойной заработной платы, создание благоприятных условий труда – вот что может и должно стать главными принципами социальной ответственности бизнеса, социального партнёрства власти, бизнеса и общества.

Коль скоро нужна объединяющая цель, что может быть лучше такой: значительное повышение уровня жизни населения?

Бизнес в стремлении приобрести позитивную репутацию (а она в рынке, как говорится, дорогого стоит) идет на расходы, поддерживая значимые социальные программы. Власть же чутко реагирует на потребности бизнеса и, что крайне важно, советуется с ним в ответственные моменты, Отрадно, что в Екатеринбурге эти процессы стали уже традицией, Деятельность совета предпринимателей при главе города выливается в решения, которые не раз становились отправной точкой для городских программ. Бизнес-сообщество принимает активное участие в разработке стратегических проектов развития уральской столицы, Мэрия организует внешнеэкономические связи и буквально курирует вопросы инвестиционной привлекательности Екатеринбурга, и предприниматели активно налаживают взаимовыгодные контакты со своими коллегами из-за рубежа и отечественными бизнесменами. Плоды социального партнёрства муниципальной власти и бизнеса – минимальная (только так называемая текущая) безработица; превышающий среднероссийские показатели уровень заработной платы; социальные выплаты отдельным категориям горожан etc.

Бизнес чувствителен к любым изменениям правил игры. В понедельник появилось сообщение, что отсрочка муниципальной реформы (на чём, как известно, настаивают некоторые явно недальновидные политики) скажется на кредитоспособности российских регионов – об этом предупредило рейтинговое агентство Standard & Poors. К вечеру того же дня и. о, российского премьера Александр Жуков заявил, что ни о каком переносе сроков введения закона о местном самоуправлении (МСУ) речи и быть не может.

Факт примечательный, Екатеринбург, как мы знаем, к введению закона о МСУ (с 1 января 2000 года) практически готов, В уральской столице понимают, что закон даст рычаги формирования доходной части муниципального бюджета; власть будет ещё больше заинтересована в развитии того же малого бизнеса, который составляет почти четверть городской экономики; предприниматели справедливо полагают, что властям придётся установить невысокие коэффициенты по налогообложению их бизнеса.


Другие материалы по теме: