«Уральский рабочий», Любовь Минина: «Уральскую столицу позолотили. В Екатеринбурге будут реконструировать старые здания»

22 июля 2005 (09:56)

Старым зданиям – новую жизнь. Не ошибусь, если скажу, что о целесообразности такого подхода задумываются сегодня не только архитекторы, но и жители больших и малых городов Среднего Урала.

К этому, собственно, подталкивает жизнь, поскольку наша область, являющаяся одним из крупнейших индустриальных центров страны, в числе первых ощутила на себе последствия процессов, запущенных в экономике страны в начале 90-х годов прошлого века. Почти в каждом городе можно увидеть теперь остовы цехов, а то я целых заводов, продукция которых оказалась невостребованной. Оборудование и все более или менее ценное постепенно было растащено, а на открывающемся глазам пространстве можно порой снимать фильмы ужасов.

Так почему же старые стены зданий не переделать под что-либо нужное населению: торговые и развлекательные центры, спортивные комплексы, а то и под жилье?

К слову, до нас этим путем уже пошла Великобритания. Она первой в свое время пережила промышленную революцию и всерьез занялась регенерацией отслуживших свое производств. Проекты, родившиеся в стенах мастерских архитекторов, оказались фантастически интересными и теперь, воплотившись в жизнь, стали подлинными украшениями как центральных улиц Лондона, Ливерпуля, Бирмингема и других мегаполисов, так и их окраин. На базе бывших доков, складов, цехов и шахт построены огромные многофункциональные комплексы и выставочные залы, гостиницы... Чем не пример для нас? Тем более что в Екатеринбурге есть архитектурная академия, которая готовит кадры для всей зоны Урала и Западной Сибири.

Студенческие проекты, презентуемые ежегодно в Музее архитектуры во время защит дипломных работ, уже не раз доказывали, что в них присутствует не только полет мысли и фантазия, но и четкий расчет, позволяющий говорить о воплощении представленного на макетах и в виде эскизов в жизнь.

Возможно, Именно это обстоятельство натолкнуло консульство Великобритании, готовящееся в этом году отметить 10-летие своего присутствия в столице Среднего Урала, на идею проведения конкурса проектов «Новая жизнь в старом панцире». Цель проекта заключается в передаче солидного британского опыта в сфере генерации и реконструкции промышленных объектов российским архитекторам.

Для конкурсной программы фонд архитектуры и дизайна предложил студентам поразмышлять над тем, что можно было бы разместить на территории нынешнего цеха холодной прокатки ВИЗа, который в соответствии со стратегией развития города планируется до 2015 года перемесить за его пределы, как и другие экологически вредные производства. И хотя на реализацию идеи отводилось всего два месяца, к тому же совпавших с сессией, студентов, успевших подготовить проекты, все же оказалось немало. Около 40 работ выставлено сегодня для всеобщего обозрения в Галерее современного искусства.

Рассматриваем проекты вместе с известным в Великобритании архитектором Николой де Куинси, чьи работы по части регенерации зданий входят в национальное достояние туманного Альбиона. Специалист опытным взглядом отмечает сразу несколько проектов. В частности, удачно вписывающуюся в акваторию пруда конфигурацию Дворца технических видов спорта. Площадка – идеальное место как для занятий картингом, так и другими моторизованными видами спорта. А вот аквапарк вписывается удачно в культурно-развлекательный комплекс.

Правда, госпожа де Киунси, работающая сейчас над отнюдь не амбициозным проектом по превращению бывшего госпиталя в жилое здание, высказала некоторое сомнение в том, хватит ли у города средств на освобождение площадки от действующего, к тому же весьма рентабельного производства за пределы жилой зоны и на претворение в жизнь столь грандиозных проектов. Пока это, конечно, тренировка мысли, и весьма успешная. Но придет, видимо, время и для реального воплощения в жизнь пока кажущихся самыми невероятными идей.

Собственно, как это уже произошло в самой Великобритании. Дав новую жизнь старым зданиям, удалось сделать красивым и удобным Бирмингем, схожий по многим параметрам с Екатеринбургом. Особенно поражает то, какой стала теперь одна из старейших его площадей – Булл-Ринг, являющаяся с 1166 года торговым центром города. К слову, именно здесь в 60-е годы прошлого века в зданиях появились первые кондиционеры, казавшиеся тогда верхом совершенства. Сегодня же те постройки выглядят унылыми и бесцветными на фоне великолепия, созданного с использованием самых современных материалов. Огромный пассаж «Сельфиджез» вписывается, как влитой, в ландшафт благодаря своей изогнутой форме. А уж крыша, на которую пошло 15 тысяч дисков из крученого алюминия, делает это сооружение почти космическим пришельцем.

Поражают и некоторые здания Ливерпуля, переживающие вторую волну возрождения после того, как город был выдвинут на звание культурной столицы Европы-2008.

Среди тех, кто приехал оценить работы участников конкурса и провести с ними мастер-классы, Уильям Олсоп – профессор, член королевской академии. Именно он успел заметить, что и у Екатеринбурга есть интересный опыт регенерации зданий. Это музей архитектуры в Историческом сквере. Господину Олсопу можно верить, зная, что руководимая им мастерская дала вторую жизнь таким объектам, как штаб-квартира правительства в Марселе, библиотека «Пекхем», отмеченная высшей наградой в 2000 году.

Но не только музей в нашем городе выделили особо гости из Великобритании. Эдинбургский художник Тим Тейлор успел использовать 99 золотых квадратиков из записной книжки, пометив ими показавшиеся ему чем-то примечательными объекты Екатеринбурга. В их числе крышки люков, перила лестниц, столбы, деревья... Одну пластинку даже поместил на стене набережной реки Исеть так, что ее омывает вода. Оставшуюся собирается приклеить на стелу, установленную на границе Европы и Азии. Вещи выбирает хотя и обыденные, но имеющие свою, только этому предмету присущую изюминку.

Золото, к слову, настоящее, но настолько тонкое, что при прикосновении превратится в пыль, так что пытаться завладеть им не стоит. Лучше вместе с художником попытаться взглянуть на окружающий нас мир повнимательнее. И он раскроет еще немало тайн. А в творчестве это хорошее подспорье.

На семинарах же речь шла о вариантах использования освобождающихся уже в ближайшее время конкретных территорий. Так что творческий подход к городскому ландшафту – непаханое поле для «уральских самородков». То же, что город ими богат, показал этот конкурс идей.


Другие материалы по теме: