Уральский рабочий и Виктор Клочков рассуждают про «Лекарство от жадности»

9 августа 2005 (06:54)

Boт какой парадокс получается. Мировые цены на нефть перешагнули очередной исторический максимум — 60 долларов за баррель. Соответственно у России, как у нефтедобывающей страны, увеличились доходы. Но лучше мы жить не стали, а, наоборот, — поползли цены на бензин.

Это тем более обидно, что за первое полугодие добыча нефти в нашей стране возросла на 2,9% по сравнению с прошлым годом. И кое-где, как в Иваново, люди вышли на улицы протестовать против роста цен на бензин. Пока еще против «нефтяных баронов». Но в конце концов граждане вспомнят, что недра и природные ресурсы по Конституции принадлежат государству и призовут власти к ответу.

И потому наиболее прозорливые из региональных начальников заранее начали подстилать соломку. Так, Юрий Лужков поспешил заявить, что владелец «Сибнефти» Роман Абрамович украл у Москвы нефть на 40 лет вперед. Отчего, естественно, принадлежащий столичным властям Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) и вынужден поднимать цены на бензин.

Правда, тут есть маленький нюанс. Всю нефть с нефтяных месторождений, из-за которых московские власти судятся с Абрамовичем, МНПЗ Может переработать за 6—7 лет и на 40 лет ее не хватит.

Свердловские власти, не в пример московским, ведут себя скромнее. Может, потому, что злые языки сразу вспомнят насчет обещанной своей нефти, поиски которой безуспешно ведутся уже много лет на территории области. Еще один «скелет в шкафу» — это так и не построенный нефтеперерабатывающий завод, что было условием передачи областной собственности — сети автозаправок одной из нефтяных компаний, совладелец которой, как маркиз Карабас, владеет чуть ли не всем на Среднем Урале.

Нефтяники, объясняя нынешний рост цен на бензин, привычно кивают на ценовой скачок на мировых товарных рынках. А российская налоговая система, мол, устроена так, что рост налогов на нефтепродукты, в первую очередь на бензин, напрямую связан с повышением цены на нефть на мировом рынке.

— Повышение мировой цены на нефть на один доллар приводит к 50 рублям изъятий через налог на добавленную стоимость, — говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Потребитель бензина фактически оплачивает прибыль государства.

С чем не согласен Олег Ордин из Института финансовых исследований. «Акцизы на нефтепродукты с 1 января этого года выросли на 10 рублей, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — на 450 рублей, а цены за тонну бензина выросли на тысячи. Поскольку издержки производства не растут, то ключевой фактор — рост ... прибыли нефтяных компаний».

Есть этому и житейское подтверждение. Стоит выехать за пределы Екатеринбурга, то бензин в бак можно залить подешевле. И эта закономерность повсеместная. Так, отъехав от Московской кольцевой дороги всего на 3 км, водитель может купить литр бензина на 1 — 1,5 рубля дешевле, чем в столице.

Иными словами, нефтяники дерут с нас столько, сколько мы в состоянии заплатить. И поэтому хоть в Ярославской области и есть своя нефтепереработка, но бензин здесь в силу более высокой платежеспособности населения стоит на 15 копеек дороже, чем у соседей в бедной Владимирской области.

Так что, по моему разумению, рост цен на бензин следует объяснять прежде всего алчностью нефтяников, а не ставкой экспортной пошлины, снижения которой требуют нефтяные компании и к чему постепенно склоняется правительство. Чему подтверждением служат объективные данные, приведенные «Российской газетой»: «с 1 июня экспортная пошлина, благодаря биржевым рекордам стоимости нефти, подскочила на 34 доллара... По той логике, что любое увеличение пошлины вызывает рост внутренней цены нефтепродуктов, бензин в июне должен был взлететь до небес. Но Росстат констатировал: никакого роста не состоялось. Эксперты утверждают, что на практике работает другая логика, вполне свойственная бизнесу. А именно — если прибыль от экспорта нефти выше, чем от ее переработки внутри страны, то отток сырья из России и приводит к удорожанию нефти».

При том, что, по мнению журнала «Эксперт», «ты можешь залить нефтью свои заводы, но от этого увеличится выход мазута, а не бензина. Бензина по-прежнему остается мало... Если американские переработчики умудряются из одной тонны нефти получать 400 — 500 килограммов бензина, то российские получают только 130 — 140 килограммов, а остальное мазут».

Но вот что-то сомнительно, что ежели государство даст денег на модернизацию нефтепереработки, как этого добиваются нефтяники, то по причине увеличения количества качественного бензина цена его станет ниже.

И тем не менее в настоящее время готовится законопроект, по которому в России можно будет производить только топливо стандарта Евро-2, а с 2006 года и вообще — Евро-4. При том, что переход на более высокую ступень качества удорожит бензин на 15—20%. Тогда как сейчас 60% российских автомобилей вообще не соответствуют европейским стандартам и лишь 30% — нормам Евро-2. И если действительно качественное топливо вытеснит бензин марки А-76 и А-80, то нынешним владельцам «жигулей» придется ставить их на прикол.

На мой взгляд, не надо заново изобретать лекарство от жадности нефтяников, а лучше воспользоваться наработанным мировым опытом. Это прежде всего современное антимонопольное законодательство, которое жестко пресекает картельный сговор. И налогообложение должно быть, как в США, Англии и Норвегии, где до 70% выручки нефтяных компаний поступает в доход государства. В то время как в России фактическая налоговая нагрузка «нефтянки» но более 25%, а чистая прибыль доходит до 50%.

Государство за счет дополнительных нефтяных денег сможет создавать новые рабочие места и платить зарплату, сравнимую с западной. В противном случае бензин для нас всегда будет дорогим.


Другие материалы по теме: