«Российская газета», Кирилл Филинков пишет: «Стратегический парадокс. Развитие промышленности угрожает здоровью уральцев»

18 августа 2005 (12:52)

Бурное развитие промышленности предполагает увеличение давления на окружающую среду и ухудшение экологической обстановки, что не самым лучшим образом сказывается на здоровье жителей свердловской области. Всего на территориях, постоянно подвергающихся воздействию вредных для здоровья выбросов, проживает около 70% населения.

В первую очередь эта ситуация касается городов, на территории которых расположены наиболее активно развивающиеся промышленные предприятия. Это Екатеринбург, Нижний Тагил, и другие крупные города области. Причем время от времени руководители ведущих промышленных предприятий докладывают о внедрении прогрессивных технологий, однако жители городов, в которых расположены заводы-гиганты, все-таки не решаются употреблять в пищу грибы и ягоды, выросшие в окрестностях. Смог над крупными городами области виден уже за несколько километров при подъезде к ним. Коварную шутку играет с жителями больших городов и рост благосостояния. Так, в Екатеринбурге около 70% загрязнения воздуха производят личные автомобили горожан, количество которых за годы экономического роста увеличилось в несколько раз.

В Свердловской области разработано немало стратегических программ развития, рассчитанных на десятилетие вперед. Однако возникает ощущение, что некоторые из них противоречат друг другу. Например, программа развития производительных сил на территории области и программа народосбережения. По первой из программ необходимо максимально развивать промышленность. По другой – повышать качество жизни населения всей области. Ясно, что решить одновременно эти две задачи достаточно сложно. Например, программа, посвященная сбережению народонаселения Свердловской области, ориентирована в первую очередь на повышение рождаемости, пропаганду здорового образа жизни. Однако едва ли при всем желании можно вести здоровый образ жизни в городе, где из кухонных кранов льется непонятная ржавая жидкость, а дышать на улице в час пик без противогазов практически невозможно.

Давление на биосферу можно уменьшить, распределив промышленные предприятия по территории региона более равномерно. Однако наращивание производства сегодня напрямую связано с увеличением уже действующих мощностей, с притоком рабочей силы из депрессивных районов области. Мегаполис всегда будет притягивать жителей отдаленных районов и возможностью получения работы, и более высоким уровнем жизни. В результате молодежь уезжает при первой возможности в города, а в отдаленных районах безвыходность положения становится благоприятной почвой для алкоголизма и преступности.

Областные власти стараются найти выход из создавшегося положения. По словам руководителя территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Бориса Никонова, на Среднем Урале действуют боо различных целевых программ по улучшению качества жизни жителей. В результате выполнения областной программы народосбережения за прошлый год рождаемость в области выросла почти на 2%, а смертность снизилась на 6%. Открыты перинатальные центры в Нижнем Тагиле, Первоуральске, других городах области. Однако, как отметал Борис Никонов, успешная работа в этой сфере пока не отразилась на общих показателях смертности в Свердловской области. – Сельские жители по-прежнему умирают в возрасте примерно 54 лет, а городские – в 50. Екатеринбургские врачи считают, что в 40% случаев причиной тяжелых заболеваний и преждевременной смерти являются как раз неблагоприятные экологические условия.

Налицо парадокс. Где хорошо живется – плохо дышится. И наоборот. Например, духовная столица Урала город Верхотурье, обладающая огромным туристическим потенциалом, в силу отсутствия развитой инфраструктуры не может предоставить своим жителям мало-мальски пристойного места работы.

И никакими бюджетными инвестициями в депрессивные территории дело не поправить. Остается надежда на частный капитал. Однако руководители крупных заводов прежде всего заинтересо-

ваны в получении максимальной прибыли вследствие благоприятной конъюнктуры мирового рынка. Вложение в экологическую безопасность во многом является для них вынужденной мерой, обеспечивающей в первую очередь лояльность со стороны местных властей и признание мирового экономического сообщества. Собственно же забота об окружающей среде отходит при этом на второй план.

Возникает вопрос: как же можно предотвратить превращение активно развивающегося промышленного региона в непригодную для нормальной жизни производственную зону? Путей видится несколько.

Необходимо перевести решение экологической проблемы из идеологической в экономическую плоскость. Нужно создать условия для более равномерного перераспределения капитала между территориями региона. Одним из таких экономических путей может стать реачизация федераль-

ной программы создания свободных экономических зон. Пока планируется, что таких зон на территории Свердловской области будет три: на территории городов Березовский, Алапаевск, и Заречный. При выборе площадок в регионе для создания ОЭЗ учитывалась их привлекательность для предполагаемьгх инвесторов: наличие высококвалифицированных кадров, близость транспортных артерий, емкость региональных рынков сбыта, наличие крупных логистических центров. Предполагается, что в особых экономических зонах будет размещено 3°-5° новых предприятий с общим количеством работающих (70–l00 тыс. человек) и средней заработной платой 18 тыс. руб. Льготное налогообложение в таких зонах повлечет за собой приток промышленного капитала, создаст выгодные стартовые условия для представителей малого и среднего бизнеса, в частности, туристического. В результате появятся новые рабочие места, получит толчок к развитию социальная инфраструктура.

При этом не стоит уповать только на федеральный центр. Местные власти тоже в силах повлиять на ситуацию. Например, московское правительство давно и успешно осуществляет выведение промышленных производств из жилых районов за черту города. В Екатеринбурге эта работа начинается только сейчас. В Токио в результате обыкновенного усиления контроля за качеством выхлопных газов с улиц исчезли аппараты для продажи кислорода. Что мешает местным властям пойти по пути японцев и установить жесточайшие требования к техническому состоянию городского транспорта?

Только продуманная стратегия совместных усилий власти и бизнеса, направленных на гармоничное развитие области и координацию природоохранной работы, действенное законодательное регулирование помогут избежать чрезмерной концентрации производства в традиционных промышленных центрах и, в результате, снизят непосильную нагрузку на природный комплекс области.


Другие материалы по теме: