Земельная реформа: полигон открыт на Среднем Урале

24 мая 2001 (16:31)

В Екатеринбурге началось всероссийское обсуждение земельной реформы. Похоже, государство решилось на самую масштабную экономическую акцию в новейшей истории России.

Все русские беды из-за нерешенности земельного вопроса. Можно вспомнить про дороги и дураков, но история доказывает иное: пока не решен земельный вопрос, остальные решаются кое-как.

Благодаря дефолту и девальвации рубля промышленные предприятия сумели приподняться. Это было объявлено как заслуга, а также как успех рыночных отношений. Однако, по мнению ряда экспертов, никаких рыночных отношений по большому счету как не было, так и нет, потому что в них не была задействована земля — одно из главных богатств любой страны. А это вопрос все еще не экономический, а политический. КПРФ и Аграрная партия, имея большинство в Государственной Думе, поставили заслон земельной реформе. Уже давно все приватизировано, поделено и разделено, а земля по-прежнему остается государственной и цены не имеет.

Можно возразить, что в таких городах, как Екатеринбург, земля очень даже в цене. Это так, но цена определяется чиновником, деньги от распределения (не продажи) земли не идут в бюджет, налог с нее нулевой, сама по себе она не стоит ничего. Стоит географическое положение земли, то есть имеет значение, центр это или окраина, миллионный и богатый Екатеринбург или нищий поселок, престижный или спальный район. Кстати, система зонирования совершенно справедлива.

Между тем, сельское хозяйство в России после коллективизации как стало ядром на ногах, так и остается. Говорить об инвестициях в российскую экономику и так сложно, а уж про инвестиции в российское сельское хозяйство просто смешно. В результате на трактор собираем всем миром, топливом помогает безвозмездно областной бюджет, а уборка урожая превращается в подвиг. Необходимые инвестиции можно привлечь только посредством имущественных гарантий, а таковыми в первую очередь являются земельные.

Передел собственности: у страха глаза велики

Но введение земли в рыночные отношения вызывает большие опасения. Ура-патриоты стоят на том, что русская земля уйдет иностранцам и от нее останется одно название, да и то, видимо, ненадолго. Другая патриотично настроенная часть населения видит в земельной реформе другое: государство все-таки выработало механизм национализации промышленных предприятий.

Тут необходимо сделать экскурс в совсем недавнее прошлое. Несколько лет назад свердловский губернатор Эдуард Россель заявил, что государство будет контролировать промышленные предприятия. Между прочим, нечто подобное говорил и тогдашний Президент РФ Борис Ельцин. Предполагалось, что государство возьмет реванш за неудачно проведенную приватизацию и приобретет пакеты акций. Поскольку денег на участие в фондовых играх у государства не было, говорить о «деприватизации» не приходилось. Всплыло слово из революционного лексикона — «национализация». Даже либералы и демократы были согласны с таким подходом — в то время была проведена национализация ряда отраслей промышленности в Великобритании и Франции. Правительство Великобритании пошло на национализацию угольной промышленности, заявив, что после того, как дела наладятся, отрасль вновь будет приватизирована. Поскольку у нас все наоборот, то под национализацией стали понимать экспроприацию и изъятие.

Интеллектуальная собственность

Так были проработаны некоторые механизмы «национализации». Эмиссия акций на сумму долга предприятия бюджету с их передачей государству — один из вариантов. Платить в бюджеты, кстати, стали лучше. Но самым изящным механизмом была так называемая интеллектуальная собственность. Поскольку на многих предприятиях все еще используются советские технологии, государство вправе предъявить на них права. Интеллектуальная собственность не учитывалась при приватизации в начале девяностых, так почему бы не вспомнить о ней спустя несколько лет? Сказано — сделано: Свердловская область принимает закон об интеллектуальной собственности, а федерация стала создавать специальные органы. Казалось, что завтра придет «государство» и скажет, что технология, используемая на предприятии, стоит, допустим, миллион рублей, а само предприятие — десять. Вот и подайте сюда 10% акций предприятия!

Понятно, что механизм утрирован, но большинство поняло его именно так. Спустя несколько лет можно констатировать, что оценка интеллектуальной собственности все еще неэффективна, доходы от нее мизерны, а сама интеллектуальная собственность в массе своей выглядит несколько обшарпанно. Но самое главное: государство вовсе не намерено брать акциями, оно согласно на деньги.

Земельная реформа

Земельную реформу тоже стали понимать как механизм передела собственности на предприятиях, причем государство должно занять непременно агрессивную позицию. Спустя десять лет государство и впрямь заняло хоть какую-то позицию в земельном вопросе, но речь не идет о переделе собственности. Речь идет о сборе денег. Проще говоря, земля может и должна приносить доход, причем солидный. Пока она государственная, брать деньги не с кого. И чтобы а) начать строить рынок, б) получить вечный источник дохода, в) прекратить большевистский подход к земельному вопросу, Президент РФ Владимир Путин решил обратиться к Земельному кодексу, давно застрявшему в кабинетах власти. Путин неоднократно подчеркивал необходимость принятия Земельного кодекса уже в этом году. Правительство разрабатывает законы, утверждает комиссии, делит участки работы, а пока Министерство имущественных отношений РФ начало работу с сотрудниками своего ведомства по всей России по разъяснению основ Земельного кодекса и связанных с ним готовящихся законопроектов.

Ситуация по управлению землей в России сложилась плачевная. Выступавший в Екатеринбурге зам. министра имущественных отношений РФ Дмитрий Аратский отметил, что поступления от налога на землю в РФ составляют менее 1% федерального бюджета, а эффективность управления землей нулевая. «На сегодняшний день земля в РФ не участвует в инвестициях, — заявил он, открывая в Екатеринбурге семинар-совещание. — Таковы последствия приватизации, коснувшейся только недвижимости. Уставные капиталы предприятий сформировались без учета стоимости земли, на которой они находятся, что снизило стоимость заводов и теперь отрицательно сказывается на инвестиционных программах и кредитовании производства». Кроме того, по словам Аратского, не определенные законодательно земельные имущественные отношения наносят серьезный ущерб бюджетам всех уровней. Между тем, объемы средств, которые могла бы приносить земля, исчисляются миллиардами рублей ежегодно.

Кому достанется земля

Разумеется, возникает множество вопросов. Например, каковы будут взаимоотношения собственника предприятия и собственника земли, на которой оно стоит? Как будет разделена земля между государством и органами местного самоуправления? Не станет ли приватизация земли способом передела собственности со стороны государства? Насколько подорожает земля? Что будет со стратегически важными земельными угодьями, от которых зависит продовольственная безопасность России? Что будет с жилым домом, если собственник земли захочет его снести? Целью семинара и было ответить на эти вопросы.

Приведем наиболее значимые высказывания, прозвучавшие в докладах губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, а также Дмитрия Аратского и Вениамина Голубицкого. Губернатор Свердловской области считает, что перед приватизацией земли ее необходимо собрать в одни руки. Он заявил, что стартовая цена земель, находящихся в хозяйственном обороте, будет невысокой, потому что предприятия не в состоянии платить за нее серьезные деньги. Это заявление должно звучать обнадеживающе: мол, платите, сколько можете, потом разберемся. С другой стороны, оно таит в себе и скрытое предупреждение: лучше заплатить сегодня и спать спокойно, чем потом бороться с собственниками земли. Наконец, оно звучит призывно: парни, купите землю под собой сегодня дешево, а то завтра вам придется покупать ее дорого! Все главные действующие лица прошедшего семинара-совещания горячо уверяли, что никакого передела нет. Предприятия, вернее, хозяева собственности, будут иметь преимущества в приобретении земли, на которой эта собственность стоит. Простая и логичная схема.

Покупать или арендовать?

На наш взгляд, в заявлении о приоритетах звучит все же призыв. Фактически уже сейчас можно купить землю, на которой находится ваша собственность. Но можно и не покупать, а арендовать ее у государства. Кстати, государство достаточно просто намерено решить и спор между государственной властью и местным самоуправлением о земле: земельный налог — муниципалитетам, аренда — государству. Как всегда, государство поступает иезуитски — пытается заставить местное самоуправление собирать налог, пригрозив, что плохо собирающие земельный налог муниципалитеты на денежную помощь государства могут не рассчитывать. Надо понимать, что муниципалитеты, хорошо собирающие этот налог, тем более не должны рассчитывать на такую помощь. На самом деле местное самоуправление должно радоваться и этому, поскольку для него оказалось очень неприятным сюрпризом признание того, что муниципальных земель в России нет.

Подводя итог, можно утверждать две основные вещи: земельная реформа уже идет (даже с опережением графика, если за точку отсчета взять принятие Земельного кодекса), и государство определилось с собственной позицией и теперь не намерено отступать от нее ни на йоту.

Как заявил Дмитрий Аратский, «изюминкой» нового Земельного кодекса является возникновение прав на землю. Оно предусматривает упрощенную процедуру перехода земельного участка в собственность при наследовании, а также при строительстве на земельном участке зданий. Земельный кодекс определяет, что граждане смогут приобретать земельные участки только по заявкам, а юридические лица — по заявкам или на торгах. Если же организация не хочет участвовать в аукционе, у нее остается только один способ приобретения земли — аренда. Стоимость земли и расчет арендных ставок будет определять специальная комиссия. Управлением земельных ресурсов страны будут заниматься четыре ведомства. Правительство РФ подписало соглашение с Министерством по налогам и сборам РФ, Минфином РФ, Министерством имущественных отношений РФ и Кадастровым комитетом о формировании комиссии, которая займется оценкой и установлением арендных ставок на землю. Аналогичные комиссии будут созданы во всех регионах России и на всех уровнях, то есть и в муниципальных образованиях. По мнению Дмитрия Аратского, основная причина скудных поступлений от использования земли сейчас — неверный подход к формированию арендных ставок. Дело в том, что сейчас арендная плата основывается на существующих доходах. В ходе реформирования земельных отношений расчет арендной платы будет исходить из параметров эффективного управления. Необходима отмена устаревших нормативных актов при принятии Земельного кодекса. Иначе возникнет проблема разночтений. Уже сейчас Кодексы конфликтуют, например, в части расчетов по арендной плате. ГК РФ позволяет погашать ее услугами, а Бюджетный кодекс РФ считает аренду денежным наполнением бюджета и строго указывает на необходимость вносить плату деньгами.

В целом земельная реформа в России будет осуществляться в три этапа. Сначала будет сформирована концепция развития правоотношений землепользователей. Затем последует реформа правоотношений пользователей земли. Особое внимание при этом будет уделено тем физическим и юридическим лицам, которые являются арендаторами или бессрочными пользователями земли и одновременно — собственниками недвижимости, расположенной на участке. Результатом второго этапа реформы должно стать формирование имущественных комплексов. Это значительно облегчит налогообложение недвижимости, упростит процедуру ее купли-продажи и инвестирования строительства и производства. На третьем этапе реформы будет происходить «разгосударствление» земли. К этому моменту должна быть готова законодательная база. Здесь внимание будет сконцентрировано на новом законе «О приватизации», где земля, на которой находится приватизированное имущество, должна будет включаться в имущественный комплекс, приватизироваться вместе с ним и включаться в уставный капитал нового предприятия. Земельная реформа может продлиться до десяти лет. Ровно столько, сколько ушло на ее подготовку.

Таким образом, власти обрисовали контур реформы, но еще не знают, какие сюрпризы она им готовит. Позвольте напомнить, что при осуществлении на практике всех законов, касающихся экономики, налогов, финансов и т.п., вскрывались такие проблемы, о которых ни их разработчики, ни законодатели и не подозревали. Жизнь покажет, какие сюрпризы готовит нам воплощение в жизнь земельной реформы. Вдруг среди них окажутся и приятные?


Другие материалы по теме: