ОАО «Уральский банк реконструкции и развития»: Несмотря на высокие риски при кредитовании малого бизнеса, банки все активнее развивают это направление

12 сентября 2005 (15:00)

«Сегодня малый бизнес является плацдармом для подъема экономики. Этому способствует лучшая адаптация к изменению структуры рынка, более высокая налоговая дисциплина, более низкий уровень затрат, высокая инновационная активность предприятий малого бизнеса. В этой связи перспективы развития программ кредитования малого и среднего бизнеса весьма велики», – сообщил УрБК директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» Алексей Икряников.


«Вместе с тем, малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем, по-прежнему, очень сложно. Банкам невыгодно работать с мелкими заемщиками: очень велика доля операционных расходов при оформлении микрокредитов, высоки риски, нет залога, кредитных историй. На кредитах для малого бизнеса банк может заработать только в случае формирования достаточно большого кредитного портфеля, что, в свою очередь, достигается за счет высокой «поточности» этой группы клиентов. С другой стороны, банки уже «поделив» между собой сегмент крупных предприятий, все активнее смотрят на «малышей», развивая направления розничного бизнеса и для корпоративных клиентов», – заметил А. Икряников.


По его словам, процесс кредитования малого бизнеса еще не стал массовым – к сотрудничеству с малыми предприятими готовы немногим более трети банков, причем, программы кредитования малого бизнеса предлагают только 13% банков. «Объем кредитования малого бизнеса в УБРиРе составляет порядка 1 млрд. руб. в год, а доля малого бизнеса в кредитном портфеле банка – около 10%. В дальнейшем, банк намерен работать по двум направлениям кредитных программ для малого бизнеса: предоставление кредитов за счет заемных ресурсов, и за счет собственных. К 2009 г. УБРиР намерен увеличить объем кредитования этого сегмента экономики в три раза, доведя его долю в кредитном портфеле до 25-30%», – отметил А. Икряников.


Относительно проблемы развития кредитования малого бизнеса, он заявил, что основным сдерживающим фактором является непрозрачность бизнеса клиента, его нежелание и неспособность показать реальные мощности предприятия и предоставить достаточное обеспечение по кредиту.


«В этом плане наш банк стремится к построению конструктивных и доверительных отношений со своими клиентами. При продолжительном сотрудничестве специалистами УБРиРа принимаются во внимание параметры, которые обеспечивают безусловный приоритет при принятии решения о выдаче кредита (работающий расчетный счет, сосредоточенные в банке основные финансовые потоки клиента, ликвидное залоговое обеспечение и длительный срок работы предприятия на своем рынке)», – подчеркнул А. Икряников.


Еще одним препятствием на пути развития кредитования малого бизнеса, по его мнению, являются банковские риски. Причем, банк должен учитывать не только макро-риски, связанные с экономической ситуацией в стране, но и риски на микроуровне, то есть те, которые касаются каждого конкретного предприятия. В значительной степени высокий риск кредитуемой операции можно снизить за счет создания бюро кредитных историй, закон о которых вступил в силу с 1 сентября 2005 г. Третьей преградой можно назвать ограничения со стороны Банка России, касающиеся деятельности самих коммерческих банков.


«В текущей ситуации становления малого и среднего бизнеса в нашей стране, безусловно, необходима поддержка со стороны государства. Одним из способов упрощения доступа малым предприятиям к кредитным ресурсам может стать внесение изменений в нормативные акты Банка России, регулирующие соответствующие операции», – комментирует А. Икряников.


«Другим вариантом является создание действенной системы финансирования под гарантии правительства или за счет средств государственных фондов. Проблема в том, что, несмотря на большое количество действующих в настоящее время государственных фондов и программ, их адресность и эффективность использования ресурсов не всегда оптимальна. Кроме того, лишь 25% предприятий готовы обратиться в банк, другие предпочитают воспользоваться более дорогими заемными средствами на рынке «неформальных» кредитов. Решить эту проблему помогут совместные PR-мероприятия банковского сообщества», – заключил он.


Другие материалы по теме: