«Коммерсантъ-Урал», Татьяна Шушакова пишет: «Калину» хотят стереть порошком»

22 сентября 2005 (12:54)

За причинение репутационного вреда казанская «Нэфис Косметике» потребовала от екатеринбургского концерна 1 млрд руб.

Вчера в Арбитражном суде республики Татарстан начались предварительные слушания по иску ОАО «Нэфис Косметике» (Казань) к концерну «Калина» и ООО «Транс-авто» о взыскании репутационного вреда на сумму 1 млрд. руб. Эксперты называют иск казанской компании прецедентным в российской юридической практике, но мало верят в успех истца.

ОАО «Нэфис Косметике» является одним из крупнейших российских производителей товаров бытовой химии и косметических средств. По данным самой компании, она контролирует 22,6% российского рынка туалетного мыла, 60% рынка технических кислот, 35% средств для мытья посуды, 8,9% рынка стиральных порошков, 4% рынка шампуней. В 2004 году выручка компании составила 3,2 млрд. руб.

ОАО «Калина» – крупный производитель отечественной парфюмерии и косметики (основной собственник – Тимур Горяев. – «Ъ»). В его состав входят головное предприятие в Екатеринбурге, Омский завод синтетических моющих средств, дочерние предприятия «Паллада – Украина», ООО «Новопласт» (Екатеринбург), Kalina Overseas Holding В. V. (Нидерланды). Выручка концерна за 9 месяцев 2004 г. составила 3,7 млрд. руб. ООО «Транс-авто» – дистрибьютор «Калины» в Казани.

Как неоднократно сообщал «Ъ», конфликт между ОАО «Калина» и ОАО «Нэфис Косметике» начался в прошлом году. В конце ноября Арбитражный суд Свердловской области признал порошок Tri-Мах, выпускаемый концерном «Калина», контрафактным. Суд установил, что упаковка продукции, которую с апреля 2003 года начал производить концерн, сходна «до степени смешения» с упаковкой порошка BiMax, выпускаемого «Нэфис Косметике» с 2002 года. Свердловский арбитраж обязал «Калину» прекратить производство, продажу ихранение порошка TriMax, а также компенсировать «Нэфис Косметике» экономический ущерб в размере 300 тыс. руб. вместо 18,5 млн руб., запрашиваемых истцом (такие убытки насчитала сама компания от снижения объемов продажи BiMax в результате «пиратства» со стороны «Калины». – «Ъ»). «Калина» попыталась оспорить решение суда в кассационном порядке, но безуспешно. Вместе с судебными издержками «Нэфис Косметике» взыскал с «Калины» 400 тыс. руб. Однако руководство казанского предприятия не удовлетворила эта сумма. Комбинат подал 10 исков к дистрибьюторам «Калины», в том числе и к «Транс-авто» о взыскании с него 1 млн. руб. в качестве компенсации за нарушение прав «Нэфис Косметике» на товарный знак BiMax. В июле 2005 года Арбитражный суд республики Татарстан (АС РТ) отказал в удовлетворении иска к «Транс-авто». Несмотря на череду судебных разбирательств «Нэфис Косметике» решил пойти дальше, в начале августа предприятие подало иск в АС РТ на концерн «Калина» и его дистрибьютора в Казани ООО «Транс-авто» о взыскании убытков, причиненных деловой репутации, на сумму 95 млн 376 тыс. 25 руб. 78 коп. и взыскании репутационного вреда на сумму 1 млрд руб. и судебных расходов.

Вчера в Арбитражном суде республики Татарстан начались предварительные слушания по данному иску. Начальник юридического отдела «Нэ-фис Косметике» Юлия Елагиных рассказала: «По расчетам независимых экспертов, общая сумма вреда деловой репутации «Нэфис Косметике» по состоянию на 1 апреля 2003 года, когда концерн «Калина» начал производство порошка TriMax, составила 1 млрд 600 млн руб. Но руководство предприятия приняло решение при подаче иска уменьшить эту сумму до 1 млрд руб.», – пояснила юрист Елагиных.

А пресс-секретарь «Нэфис Косметике» Алексей Брусницын добавил: «Мы действительно, считаем, что, выпуская порошок ненадлежащего качества TriMax, концерн «Калина» помимо прямого ущерба нанес вред деловой репутации нашей компании. «Нэфис Косметике» намерена довести это дело до логического финала».

В то же время на концерне «Калина» сочли данный иск абсурдным. Юрист по интеллектуальной собственности концерна Александр Короленко пояснил'„Ъ": «Иск основан на утверждении

О том, что, выпустив порошок «Три-макс» в 2003 году, «Калина» распространила сведения, которые опорочили производственно-хозяйственную деятельность «Нэфиса». Продажа коробок порошка отождествляется в заявлении «Нэфис Косметике» с распространением порочащих деловую репутацию сведений, что абсурдно в принципе. Поскольку никаких вразумительных количественных обоснований суммы в 1 млрд. руб. в иске не содержится, но указывается, что эта цифра складывается в том числе из «беспокойства и неудобства, причиненных руководству «Нэфис Косметике», отвлечением руководства от основной деятельности в результате длительного судебного процесса». Остается непонятным, как и чем можно отвлечь руководство компании от исполнения своих непосредственных обязанностей, чтобы компания понесла репутационный вред на сумму 1 млрд. руб.».

Эксперты называют иск казанской компании прецедентом в российской юридической практике и мало верят в успех истца. Председатель коллегии адвокатов «Частное право» Максим Колесников рассказал в беседе с корреспондентом «Ъ»: «Это второе подобное дело. Однако доказать «Нэфис Косме тике» нанесенный на сумму 1 млрд руб. репутационный вред будет очень тяжело. Любое нанесение вреда требует доказательств, в этом случае их будет найти крайне сложно». Юрист Колесников полагает, что суд будет стараться всячески минимизировать убытки казанского предприятия до адекватной суммы.


Другие материалы по теме: