Партия власти: альтернативы развития*

Намечающаяся в стране партийная реформа завершает партийные пертурбации в России ХХ века. Не сравнимая с изменениями 1905 или 1989 годов, она, тем не менее, станет определяющей для формирования политического спектра страны в начале XXI века. Большинство аналитиков предсказывают, что реально преодолеть ещё не принятый Думой закон о политических партиях смогут только «Единство», КПРФ, да, пожалуй, ещё ЛДПР. Последняя, кстати, и без того уже вытесняемая с политической арены, вряд ли переживёт всеобъемлющий внутренний кризис и даже, пройдя через новый закон, почти полностью потеряет былую популярность и влияние. В новой России уместно будет говорить лишь о КПРФ и «Единстве».


Естественно, ни о какой двухпартийной системе на англосаксонский манер и речи быть не может. В США или Великобритании обе правящие попеременно партии чрезвычайно близки по своим стратегическим планам, имеют устойчивый ценностный консенсус и сформированы, в общем-то, сходными политико-экономическими предпосылками. Иногда даже говорят о двух тактических группировках в рамках единой партии власти США. Ситуация с КПРФ и «Единством» прямо противоположна, причем речь идёт не о простом противопоставлении двух партийных программ, идеологий или политических ценностей. Скорее обе партии вообще не имеют той общей плоскости, в которой будет возможно провести их корректное сравнение, слишком уж различаются принципы их создания, структуры на местах, историческое наследие и т.д. В любом случае, попытка обстоятельного сравнения КПРФ и «Единства» представляет скорее узконаучный интерес и не связана прямо с новыми тенденциями в партийном строительстве современной России. Перейдя к более конкретной теме – политического будущего обеих партий - мы сразу же отмечаем, что наибольший интерес в данном случае представляет именно партия «Единство», тогда как в ближайшем будущем КПРФ вряд ли претерпит сенсационные изменения. Будучи умеренно консервативной организацией, с изрядной долей руководителей-догматиков, КПРФ обладает, кроме того, достаточно стабильным электоратом, период полураспада которого вряд ли превысит 10-15 лет. Если учесть, что наиболее динамичные элементы явно стремятся покинуть бывший «авангард советского общества», как это уже случилось с «Духовным наследием» Алексея Подберёзкина и, вероятно, произойдет с селезнёвской «Россией», то, скорее всего, КПРФ ожидает тихая старость и затянувшееся погребение. Совершенно иная ситуация с «Единством».




Диагноз


Прежде всего, определимся с тем, что надо понимать под «Единством». Ясно, что партия Путина – Шойгу не является каким-то уникальным образованием, это, с одной стороны, партия власти. С другой стороны, партия власти действует в России уже достаточно давно, меняя лишь свои названия и имена формальных лидеров. В начале это был «Выбор России» Егора Гайдара, потом «Наш дом – Россия» Виктора Черномырдина, теперь «Единство» Сергея Шойгу. При этом главным признаком российской партии власти неизменно остаются две вещи: во-первых, лидером всегда является один из крупнейших государственных чиновников (два премьера и министр МЧС), во-вторых, очередное обновление партии власти всегда происходит накануне парламентских выборов. При чём Кремль предпочитает сохранять видимость новизны каждого нового воплощения партии власти, не ликвидируя старые партии-оболочки, которые и далее влекут свое призрачное существование.


«Единство» полностью попадает под все признаки партии власти, хотя осторожный Путин поручил роль партийного лидера почти неизвестному дотоле Сергею Шойгу. В то же время после завершения выборов в Государственную Думу все отчетливее стал проявляться кризис, поразивший «Единство» значительно раньше прежних кремлевских инкарнаций. Причем опасные тенденции проявились и в партийном руководстве, и на местах. Например, стремительно раскрученный перед выборами имидж Сергея Шойгу всё более блекнет. Главе МЧС больше не предоставлено возможности так же часто блистать на телевизионных экранах. Чеченских боевиков добивают Владимир Рушайло и Игорь Сергеев, экономикой занимается Михаил Касьянов, контролирует всё и вся сам президент Владимир Путин.


Тенденции на местах тоже не добавляют оптимизма лидерам «Единства». Созданная в центре партия так и не смогла обеспечить себе в регионах мощную кадровую инфраструктуру. Более того, пример летних выборов в екатеринбургскую городскую думу показывает, что местное «Единство» явно не пользуется широкой народной поддержкой. Естественно, одной из основных причин летнего поражения екатеринбургского «Единства» стала неумело проведенная предвыборная кампания. Избирателей, желающих решения насущных проблем городского хозяйства, оттолкнула излишняя политизированность лозунгов и программ. В то же время, не последнюю роль в провале летних выборов сыграло отсутствие у «Единства» известных, профессионально подготовленных, а главное популярных в народе кандидатов. Общефедеральный авторитет Владимира Путина оказался совершенно бесполезен на муниципальных выборах, лозунг «кадры решают все» ещё раз подтвердил свою актуальность. На сегодняшний день кадровая ситуация в местном «Единстве» нисколько не улучшилась. Более того, скандал с найденными у Владимира Кичаева гранатами не только бросает тень на деятельность городской организации, но и заставляет усомниться в элементарной законопослушности ставленников Кремля. Размытая и аморфная кадровая структура в регионах, туманные лозунги, плохо проверенное, наспех подобранное местное руководство не только не способствуют росту авторитета Президента, но и прямо препятствуют Кремлю проводить свою политику в регионах. Очевидно, что дальнейшее ухудшение ситуации в «Единстве» абсолютно неприемлемо ни для президентского окружения, ни для самого Владимира Путина. Чтобы сохранить влияние в регионах и подготовиться к следующим выборам в Государственную Думу, Кремлю нужна обновлённая, эффективно действующая инкарнация идеи партии власти. Так как нынешнее «Единство» с этой ролью явно не справляется, в Москве, по всей видимости, уже разрабатываются некоторые варианты его качественного реформирования. Рассмотрим наиболее вероятные сценарии.




Чистка


Предположение о грядущей чистке «Единства» приобрело особую актуальность после недвусмысленных заявлений Сергее Шойгу на недавнем партсъезде. Конечно, декларации о намерениях ещё явно недостаточно. Поэтому, если Москва действительно решила избавить «Единство» от изрядного человеческого балласта, в ближайшее время следует ожидать проведения пробных, по-путински осторожных акций по смене кадров. В Екатеринбурге в этом смысле ситуация складывается как нельзя лучше. Скандал вокруг Владимира Кичаева может стать своеобразным индикатором готовности Кремля начать выборочную чистку своих рядов. Естественно, никакого повального исключения быть не должно, имидж «Единства» этого просто не выдержит. Скорее всего, будет избрана двойная тактика. Во-первых, доказавшие свою полную партнепригодность кадры будут без особого шума сниматься со своих постов, заменяясь при этом более «продвинутыми» членами партии власти. В то же время, если учесть, что весь кадровый состав партии оставляет желать лучшего, то Кремль может, опять-таки выборочно, начать вербовку новых кадров вне партии. Причем новые кадры могут быть как привлечены из других партий, так и «открыты» в Москве на местах. «Открытие» новых кадров процесс более рискованный, но в случае успеха может принести весьма ощутимые дивиденды. Переметнувшиеся же конкуренты вряд ли повысят партийный престиж, но зато принесут с собой реальный опыт руководства. Интересной возможностью является «открытие» новых лиц в силовых структурах, особенно если вспомнить, что президент особенно доверяет таким людям. В то же время, если такой кандидат не оправдает возложенных на него надежд, появится ещё одна возможность упрекнуть Кремль в продвижении силовиков и авторитарных наклонностях. В любом случаи, если чистка «Единства» и начнётся, то она будет проходить с максимальной осторожностью и мощным PR – прикрытием, так как любая неосторожность может сделать существование «Единства» бесперспективным. Кроме того, главным критерием чистки станет элементарный политический прагматизм, руководствуясь которым Кремль с легкостью может избавиться от любой политически вредной фигуры. Пример с поражением на губернаторских выборах Александра Руцкого является поучительным для любого должностного лица, уверенного в своей неприкосновенности. Губернатор Наздратенко, может стать следующим кандидатом в лагере попавших в немилость прежних друзей «Единства». Наздратенко, ставший в последнее время мишенью для всех проправительственных СМИ, является наглядным подтверждением того, под каким соусом может быть подано вычищение очередного партийного босса.




Ликвидация


Этот достаточно простой вариант наиболее традиционен для эпохи правления предыдущего президента. Согласно ему, «Единство» будет брошено на произвол судьбы, Шойгу перестанет подаваться в СМИ как лидер президентской партии, снова став незаметным министром по Чрезвычайным ситуациям. Имидж Путина при этом практически не пострадает, т.к. он, в отличие от Бориса Ельцина, значительно более сдержан в изъявлении своих политических симпатий. Всячески подчеркивая свою дистанцию с партией Шойгу, Путин, возможно, предвидел такое развитие событий, когда «Единством» придется пожертвовать. В тоже время, под следующие парламентские выборы Кремль вновь может попытаться создать очередную оболочку для воплощения духа партии власти, однако серьезным препятствием здесь станет новое избирательное законодательство. Москве или придется прибегнуть к неимоверно сложной системе юридических ухищрений, или навсегда отказаться от создания конъюнктурных партий-однодневок. В том случае, если решение о фактической ликвидации «Единства» все же будет принято, Кремль, по всей видимости, предпочтёт переселить старую идею партии власти в уже существующую, надежную партию-оболочку, чем мучиться с созданием новой. В этом случае, во-первых, автоматически решается проблема создания партийной структуры на местах, а во-вторых, значительно ослабляется и кадровый голод, т.к. уже существующая политическая организация уже располагает и тем, и другим. Возникает лишь вопрос: в чьё партийное тело будет вселяться идея партии власти? Мы полагаем, что существующее положение вещей неизбежно оставляет Кремлю лишь две приемлемые альтернативы.




Птенцы гнезда Райкова


Безусловно, что главным показателем эффективности местных депутатских кадров, являются выборы по одномандатным округам. В отличие от голосования по партийным спискам, избиратель голосует не за «тройку» лидеров и громкий слоган, а за конкретного человека и конкретную программу. Естественно, что весьма часто по одномандатным округам проходят кандидаты, имеющие несколько отдалённое отношение к решению политических проблем Российского государства: популярные деятели культуры, спорта и просто скандальные личности. Поэтому творцам новой оболочки для духа партии власти важно выбрать целую группу депутатов-одномандатников, успешно прошедших выборы в Государственную Думы и имеющих прочные связи с избравшими их регионами. В этом смысле в поле зрения сразу же попадает фракция «Народный депутат» Геннадия Райкова. Не являясь сильно организованной в центре, она прочно держится на региональном уровне. Более того, каждый член фракции – это прежде всего политическая личность, человек выигравший порой очень жесткую конкурентную борьбу на местах и доказавший тем самым свою пригодность для профессиональной политической деятельности. Попытавшись включить в свои ряды членов фракции, лидеры новой партии власти, с одной стороны, значительно укрепят свою кадровую структуру в регионах, во вторых, получат, как при любом фракционном объединении, значительно больший вес в Российском парламенте. В то же время, недостатком такого проекта является относительная сложность переговоров с членами фракции. Если учесть, что фракция «Народный депутат» образование достаточно децентрализованное, то воли одного человека явно будет недостаточно для того, чтобы одномандатники дружно влились в новую партию власти. В этом случае, возможны долгие политические торги с отдельными депутатами, цель оправдывает средство, и Кремль, вероятно, не будет скупиться на раздачу постов и обещаний таковых.


На уровне Свердловской области, депутатом кремлевской партии власти вполне может стать Евгений Зяблицев, чьё влияние на политическую жизнь уральской столицы значительно превосходит всю политическую мощь местного «Единства». Другие Свердловские депутаты прошли во власть в ореоле силовика, вновь востребованного новым руководство страны, типичным примером является бывший генерал-лейтенант КГБ Владимир Воротников. О значении силовиков мы уже говорили, но на Урале, с его мощной «оборонкой» их представители котируются особенно высоко. В любом случае, одномандатники области, заручившись поддержкой Москвы, почувствуют себя ещё более уверенно и независимо по отношению к областным и муниципальным лидерам.




«Медвежий» Овраг


Ясно, что помимо авторитетных партийных кадров новой партии власти необходима сильная финансовая база. Причем речь в данном случаи идет именно о финансовой базе на местах, которая могла бы обеспечить любую политическую деятельность региональной партийной структуры. При этом крайне желательно было бы получить в регионах уже созданную группу партийных спонсоров, с которыми уже были бы налажены достаточно тесные и надежные связи. Как ни парадоксально, но в этом случаи именно «Отечество – Вся Россия» имеет наибольшие шансы стать плацдармом формирования новой кремлевской партии. Загодя подготовившееся к парламентским выборам «Отечество» создало достаточно мощную региональную базу, не говоря уж о поддержке в столице России. Лишь стремительный бросок наспех сформированного кремлёвского «Медведя» под лучами славы президента-полководца, сумел обеспечить так называемый феномен «Единства». Победа «Медведя» автоматически повлекла за собой проигрыш «Отечества», т.к. обе партии действовали практически на одном электоральном поле, с умеренно-державными предпочтениями, ориентацией на регулируемый рынок и сильную власть, не вступающую в явный конфликт с «демократическими завоеваниями» ельцинской эпохи. В настоящее время электоральная база двух прежних конкурентов изменилась слабо. Однако кризис в обеих организациях прямо противоположен. «Единство», как уже говорилось выше, всё более расплывается на местах, тогда как авторитет центра, а точнее президента Путина, довольно высок. В то же время, «Отечество», создав себе надёжную опору в регионах, крайне слабо в Кремле. Харизма Евгения Примакова сильно поблекла, а он сам, заметно подавленный поражением на выборах, к серьезному участию в политической борьбе явно не готов.


Что касается Юрия Лужкова, то, как проницательный политик, он вряд ли вновь попытается штурмовать заметно окрепший Кремль. Кроме того, на состоявшемся 22 ноября заседании Госсовета московский мэр открыто выступил на стороне Кремля, поддержав президентское деление России по федеральным округам. Тон его заявлений ясно подтверждает, что о карьере лидера всероссийской оппозиции Юрий Лужков больше не помышляет. Таким образом, гипотетическое возрождение партии власти на базе «Отечества» обещает принести большие плоды как центру, так и регионам. Во-первых, произойдёт ещё большая электоральная консолидация вокруг новой партии Путина, что может улучшить президентские позиции уже в нынешней Государственной Думе. Во-вторых, для Единства-2 почти решена будет кадровая проблема. Если наиболее авторитетные лидеры «Отечества» и выторгуют себе новые уступки, то большинство местных партначальников бросится в новую партию из элементарного опасения опоздать на уходящий поезд. Так что, если предполагаемые переговоры Кремля с руководством «Отечества» увенчаются успехом, регионы ожидает повальный переход в новую партию власти. Оппозиция среди старых кадров «Отечества», безусловно, сохранится, но, по-видимому, в меньшинстве. Юрий Лужков, как и ленинградский губернатор Владимир Яковлев, могут не только подкрепить создаваемую партию своим авторитетом, но и обеспечить её поддержкой со стороны капитала двух российских столиц.


А что такой политический маневр принесёт Свердловской области? Прежде всего, в рядах новой партии может оказаться лидер екатеринбургского «Отечества» – Аркадий Чернецкий, во-вторых, спикер Областной думы Евгений Порунов. Очевидно, что такой расклад сил выгоден не только Москве, которая получит под свой контроль главу исполнительной власти уральской столицы и главу законодательной власти Свердловской области, но и мэру Екатеринбурга, чьи позиции в регионе значительно укрепятся. В свою очередь, как и в случаи с Лужковым и Яковлевым, мэр Екатеринбурга сможет значительно пополнить явно скудные финансовые резервы местного «Единства». Финансовый капитал Екатеринбурга, естественно, не сравним с московским, но поддержка им местного отделения новой партии власти даст в итоге гораздо больший эффект, чем скудное и непостоянное финансирование из центра.


Еще сильнее закрепившись в регионе, при поддержке из Москвы Чернецкий смог бы успешно подготовиться к окончанию мэрских полномочий, найдя себе достойную замену и получив повышение по партийной линии. Естественно возрождение «Медведя» на базе «Отечества» потребует от окружения президента недюжинных дипломатических способностей. Однако Кремль уже показал, что умеет взять всё, не отдавая почти ничего.




Синтез


Политическая жизнь часто преподносит сюрпризы, ломая все выдвинутые раннее предположения. Но иногда сбываются и несколько прогнозов одновременно, каждый по-своему. Так предложенные нами альтернативные проекты реформирования партии власти могут быть реализованы параллельно друг другу, вовсе не вступая при этом в противоречия. Путин, как опытный представитель спецслужб, будет по мере надобности контролировать несколько вариантов развития партии власти одновременно. Так, кадровые перестановки в «Единстве» вовсе не исключают начала кулуарных переговоров с лидерами «Отечества» и «Народного Депутата». Реформированная партия власти вполне может включать в себя и ставленников Кремля, и сторонников «Отечества», и, наконец, весомую долю одномандатниковв, В любом случаи, главной задачей будет создание чётко структурированной, сильной, централизованной партии, государственно-патриотической ориентации, опирающейся на крупный капитал, и пользующийся при этом большой поддержкой потенциальных избирателей. Мы полагаем, что новой кремлевской партии необходимо избежать главной опасности, будучи всенародной, не пытаться включать в себя весь народ. Власть, коль скоро она сделала очевидную ставку на силовиков, должна превратить свою партию в настоящий «боевой авангард» политической элиты, кузницу кадров для центра и регионов. Реформа в партии власти неизбежна, как неизбежен и отклик на эту реформу в регионах.


Другие материалы по теме: