Владимир Бекленищев: Мы растем быстрее рынка

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечал директор екатеринбургского филиала Страховой группы «УРАЛСИБ» Владимир Бекленищев.

– Владимир Леонидович, как Вы оцениваете конкурентную ситуацию на рынке страховых услуг в Свердловской области?

– На региональном рынке сейчас работает порядка 130 организаций, предоставляющих страховые услуги. В это число входят как региональные компании, так и филиалы федеральных страховых групп. Конечно, следует учитывать, что определенная часть из них – это аффилированные страховые компании, работающие с одним крупным предприятием или финансово-промышленной группой и практически не предлагающие свои услуги сторонним организациям. Тем не менее, конкуренция на рынке достаточно острая.

В отличие от многих других регионов, в Свердловской области нет доминирующей страховой компании, которая контролировала бы значительную долю регионального рынка. На данный момент крупнейшему региональному игроку принадлежит не более 7% от общего объема заключенных страховых контрактов, долей более 5% обладают всего 3-4 страховые компании. На долю Страховой группы «УРАЛСИБ» приходится порядка 1,5% рынка, и это позволяет нам занимать заметное место на страховом рынке.

В то же время следует отметить, что, несмотря на значительное число участников рынка, а может быть и благодаря ему, конкуренция между страховыми компаниями не принимает жестких форм: у нас практически не существует открытых противостояний между компаниями, неких «информационных войн», которые могут иметь место, когда рынок поделен между несколькими крупными игроками, ведущими борьбу между собой.

Существует ли на рынке тенденция к сокращению числа участников, вытеснению более мелких игроков более крупными?

– Действительно, некоторые мелкие страховые компании по тем или иным причинам прекращают свое существование. Так, с начала года в Свердловской области лицензий на страховую деятельность лишились 4 екатеринбургские компании. Однако их исчезновение прошло практически незамеченным. Определенную реакцию рынка вызвал только уход Евро-Азиатской страховой компании, бывшей достаточно заметным игроком, особенно на рынке автострахования.

В то же время в регионе регулярно появляются новые игроки. Как правило, это не вновь образовавшиеся компании, а филиалы федеральных компаний. Сейчас на нашем рынке уже присутствуют практически все основные федеральные игроки, но в область продолжают приходить все новые компании, причем не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга и Тюмени.

Как складывается ситуация на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности? Ряд страховых компаний уже заявил о том, что данный вид деятельности является для них убыточным.

– С одной стороны, страховая деятельность с самого своего появления в России и до настоящего времени не рассчитана на получение некой сверхприбыли. При расчете размера страхового тарифа по любому виду страхования в него закладывается определенная, относительно небольшая сумма, направленная на то, чтобы обеспечить работу компании, заработную плату её сотрудникам, прочие расходы. Однако большая часть денег, собранных компанией, должна быть направлена на формирование страховых резервов. В случае, если сумма, остающаяся у компании после выплат, оказывается больше изначально рассчитанной – это повод снизить размер страховых тарифов, в противном случае компания не выдержит конкуренции. Прибыль страховщики получают, инвестируя страховые резервы.

Страхование автогражданской ответственности изначально создавалось государством не для обеспечения прибыли страховым компаниям. Норма прибыли, заложенная в тарифах, должна была только обеспечить страховщикам покрытие понесенных ими затрат. Тем не менее, в первый год ОСАГО было выгодным.

Сейчас идет второй год действия закона, и многие компании действительно жалуются на то, что ОСАГО становится убыточным: выплаты по нему превышают поступления от страховых взносов. Связано это с целым рядом моментов, которые, по-видимому, не были предусмотрены разработчиками данного вида страхования. Во-первых, растут затраты на ремонт. Во-вторых, многие водители получили скидки по размеру страховых взносов в связи с тем, что не участвовали в авариях. Некоторые из тех, кто все же попадал в автодорожные происшествия, сменили страховые компании, и в новых местах указали высокий безаварийный стаж. Растет число мошенников, пытающихся получить страховку: по нашим данным, на них приходится до 10% от всех заявок с требованием страховых выплат. Особенно тяжело данная ситуация переживается теми компаниями, в портфеле которых ОСАГО занимает значительную долю.

Выходом здесь могло бы быть законодательное внесение корректив в размер ставок по ОСАГО, однако Российский союз автостраховщиков, в который в обязательном порядке должны входить все страховые компании, оказывающие услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности, и который, по идее, должен защищать их интересы, пока не проявляет активности в данном направлении.

– Если ОСАГО является убыточным, то почему страховые компании продолжают им заниматься?

– Во-первых, следует учитывать, что далеко не все компании, занимающиеся ОСАГО, терпят значительные убытки. Во-вторых, ОСАГО зачастую используется в качестве своеобразной формы продвижения: с одной стороны, человек, застраховавший свою машину в одном месте, с большой вероятностью там же будет получать и другие страховые услуги, прежде всего – добровольное страхование автомобиля, «автокаско». С другой стороны, наклейки страховых компаний на застрахованных машинах сами по себе являются рекламой, и чем больше их на улице, тем выше известность компании.

– Какое место на рынке страховых услуг Свердловской области занимает страховая группа «УРАЛСИБ»? Как шло становление екатеринбургского филиала компании?

– В регионе мы работаем уже более 10 лет. Первоначально наш филиал занимался исключительно работой с юридическими лицами и смог занять достаточно устойчивые позиции на этом рынке. В 2003 году руководство компании приняло решение кардинально поменять стратегию работы страховой компании и выйти на рынок обслуживания физических лиц. В результате реализации данных планов число наших клиентов увеличилось в сотни раз, значительно вырос и портфель страховых взносов.

На данный момент сбор премии по екатеринбургскому филиалу составляет около 100 миллионов рублей в год. Порядка 60% от этой суммы приходится на договора с физическими лицами, около 40% – на юридических лиц. Общее число договоров приближается к 30 тысячам.

Следует отметить, что после значительного скачка объемов рынка страховых услуг, связанного с введением обязательного страхования автогражданской ответственности, рынок страховых услуг ежегодно прирастает на 15-20%. Рост поступления страховых взносов в нашем филиале значительно опережает среднерыночный темп роста, составляя 70% в год.

– Какое место страховая группа занимает в структуре финансовой корпорации «УРАЛСИБ»? Каким образом осуществляется взаимосвязь подразделений внутри группы?

– На нашу страховую группу приходится порядка 8% от общего объема бизнеса финансовой корпорации «УРАЛСИБ». Это относительно немного, но мы стремимся увеличивать нашу долю в корпорации.

Конечно, мы осуществляем тесное взаимодействие с остальными бизнес-направлениями финансовой корпорации, присутствующими в Свердловской области. Так, к примеру, порядка 80% всех залогов, принимаемых под кредиты екатеринбургским филиалом банка «УРАЛСИБ», страхуются в нашей компании. В июле этого года в Свердловской области начала свою работу лизинговая компания «УРАЛСИБ». Согласно существующим договоренностям, 100% объектов, предоставляемых ею в лизинг, будут страховаться в нашей компании. Аналогичные партнерские соглашения существуют с другими подразделениями финансовой корпорации, работающими в регионе. Я думаю, что с приходом в область новых компаний, входящих в финансовую корпорацию «УРАЛСИБ», мы будем налаживать сотрудничество и с ними.

Работа в рамках одной финансовой группы выгодна как нам, так и нашим партнерам. Они обеспечивают нас клиентами, мы предлагаем им более выгодные условия страхования. Кроме того, зачастую совместная работа позволяет снизить определенные технические издержки, например – на определение добросовестности наших клиентов или стоимости страхуемого имущества.

– Какие виды страховых услуг предлагает группа «УРАЛСИБ»? Есть ли среди них эксклюзивные услуги?

– Страховое дело существует достаточно давно, и придумать новые, эксклюзивные услуги достаточно сложно. На данный момент страховая группа «УРАЛСИБ» предоставляет практически все существующие виды страхования. Мы имеем лицензии на оказание 95 видов страховых услуг, от самых распространенных, таких как страхование имущества, до достаточно экзотических.

Самым массовым видом страховых услуг, оказываемым нашей компанией, остается ОСАГО, что объясняется его обязательностью. На него приходится порядка 30% от всех сделок. Кроме него мы оказываем услуги по добровольному автострахованию. В последнее время, в связи с развитием платной медицины, достаточно динамично развивается направление медицинского страхования, как индивидуального, так и корпоративного, при котором компания берет на себя обеспечение платного медицинского обслуживания своих работников.

Если все же говорить о неких эксклюзивных видах страхования, то к таковым можно отнести, например, страхование плодородного слоя почвы. Сейчас сельскохозяйственные земли могут быть предметом оборота, купли-продажи и залога в банке. Практически все земли оценены и имеют кадастровую стоимость. Для того, чтобы обеспечить неизменность этой стоимости, обезопасить её от обесценивания вследствие изменения плодородности почвы, существует особый вид страхования, который мы предоставляем.

– Какие задачи стоят перед компанией в ближайшем будущем?

– Наиболее важная задача, стоящая перед нами в краткосрочной перспективе – это объединение с другой страховой компанией, также входящей в финансовую корпорацию «УРАЛСИБ» – «Страховой компанией правоохранительных органов».

Решение об объединении двух компаний под единым брендом «Страховая группа «УРАЛСИБ» было принято руководством финансовой корпорации в этом году. В 29 регионах России объединение уже завершено, в Свердловской области планируется закончить его к концу этого года.

Региональное отделение «Страховой компании правоохранительных органов» имеет достаточно разветвленную сеть филиалов и агентств на всей территории Свердловской области. Компанией заключено порядка 30 тысяч договоров страхования.

После завершения объединения со «Страховой компанией правоохранительных органов» Страховая группа «УРАЛСИБ» будет представлена в большинстве муниципальных образований Свердловской области, при этом, естественно, возрастет и охват регионального рынка.


Другие материалы по теме: