«Ведомости», Светлана Витковская пишет: «Операторов подвел контент. Доходы сотовых компаний от дополнительных услуг пошли на убыль»

12 октября 2005 (12:58)

Расчет сотовых операторов на рост доходов от дополнительных услуг не оправдался. А виной всему - мобильный контент, интерес к которому у абонентов снизился особенно резко во II квартале. Операторы рассчитывают, что эти проблемы временные, но аналитики уже пересматривают прогнозы развития этого рынка.

По оценкам iKS-Consulting доходы операторов от услуг сотовой связи в первом полугодии 2005 г. выросли на 42% до $ 4,68 млрд. Объем рынка дополнительных (неголосовых) услуг сотовой связи составляет около 13% от всего рынка, или $602,3 млн, при этом $ 283 млн операторам принесли услуги SMS/MMS, $102 млн -мобильного Интернета и $133 млн - контент-услуги.

Во II квартале дополнительные услуга принесли сотовым операторам лишь 12% всех доходов, тогда как в I квартале -13,9%, говорится в отчете исследовательской компании iKS-Consulting. А в первом полугодии снизился и средний доход операторов от допуслуг в пересчете на одного абонента (ARPU): в конце 2004 г. этот показатель составлял $1,5, а в конце июня - лишь $1,1. В спаде виноваты контент-услуга, продажи которых в 2004 г. почти удвоились, а в первом полугодии 2005 г. - снизились по сравнению со второй половиной прошлого года на 17%, указывает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Остальная часть рынка допуслуг продолжала интенсивно расти: например, доходы операторов от услуг доступа в Интернет выросли за первое полугодие в 3,5раза, а от SMS - в 1,6 раза, отмечает Панкратова.

Спад интереса абонентов к мобильному контенту насторожил участников рынка и экспертов. Ведь сотовые операторы неоднократно давали гонять, что делают ставку на дополнительные услуга, которые должны поддержать их доходы после того, как темпы подключения новых абонентов замедлятся.

Панкратова считает, что рынок оказался перегрет из-за множества одинаковых предложений не лучшего качества. Абонентов могли разочаровать неудачные попытки скачать на телефон новые рингто-ны и логотипы, на которые сейчас приходится 50% продаж мобильного контента, добавляет она. «Качество многих контент-услуг оставляет желать лучшего», - согласен директор по развитию бизнеса московской сети «МегаФон» Василий Кузи-чев. Гендиректор контент-провайдера «Сибиос» Руслан Хромов связывает это с тем, что на рынок пришло много непрофессиональных игроков, желающих лишь застолбить для себя место и не стремящихся привлекать абонентов. По мнению Хромова, для рынка было бы достаточно 10 крупных игроков, каждый из которых специализировался бы на определенных видах услуг. Сейчас же, по словам Кузичева, в России действует 240 контент-провайдеров.

Новых абонентов, которых сейчас «довербовывают» в регионах сотовые операторы, дополнительные сервисы вообще не интересуют, считает Кузичев. Старые же абоненты, ранее покупавшие допус-луга, теперь нашли возможность пользоваться ими бесплатно - к примеру, они скачивают картинки с пиратских web-сайтов, добавляет гендиректор контент-провайдера «Инфон» Кирилл Шрамко. А опрос, проведенный «Инфоном», показал, что многие абоненты попросту не смогли воспользоваться продвинутыми услугами, так как не умеют настраивать свои сотовые телефоны. «Абонентов надо учить либо автоматизировать доставку услуг», -отмечает Шрамко.

Директор по связям с общественностью «ВымпелКома» Михаил Умаров считает, что говорить о падении доходов от продажи контента как о сложившейся тенденции пока рано. Во II квартале выручка от допуслуг действительно снижалась, но при этом люди больше звонили и это отчасти объясняет снижение доли неголосовых услуг в доходах операторов, говорит он.

Возможно, повлиял сезонный фактор, а, может, просто не было "драйвера" в контент-услугах», - размышляет Умаров.

«Чтобы оправдались надежды, связанные с доходами от допуслуг, рынку нужны принципиально новые предложения», - соглашается директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. По его мнению, эти предложения могут быть связаны с мобильным Интернетом. Делает ставку на мобильный Интернет и аналитик «Атона» Елена Баженова По ее мнению, именно развитие этих услуг сможет компенсировать неудачи на рынке контента. Нефедов же рассчитывает на недавно запущенный МТС сервис i-mode и планируемый запуск услуга BlackBerry, позволяющей получать электронные сообщения в режиме реального времени. «Эти сервисы позволят восстановить динамику доходов от дополнительных услуг», - надеется он.

Тем не менее эксперты рынка уже пересматривают свои прогнозы на этот год. iKS-Consulting снизил прогнозируемые доходы операторов от контент-услуг в 2005 г. с $ 650 млн до 1400 млн, такую же цифру называют и аналитики J'son & Partners.


Другие материалы по теме: