«Уральский рабочий», Евгений Катыхин пишет: «От чего немцу жарко – от того русского бросает в дрожь»

12 октября 2005 (12:56)

Путь становления российской экономики складывается из бесконечных ошибок. Мы уже наступили на грабли приватизации и монетизации. Еще одним ударом по лбу может стать коммунальная реформа.

Так считает заместитель руководителя Координационного совета по энергосбережению в Свердловской области Николай Данилов.

Чтобы максимально смягчить этот удар, энергетики области решили обменяться опытом с более удачливыми коллегами и пригласили профессионалов из Восточной Германии. Ведь немецкая экономика уже прошла путь от социалистической к демократической, причем с наименьшими потерями.

Однако не стоит обольщаться на счет того, что мы можем полностью скопировать германскую систему жилищно-коммунального хозяйства. Ведь два государства изначально поставлены в неравные условия.

– Хотя, на первый взгляд, нам гораздо проще провести коммунальную реформу и сформировать устойчивую систему ЖКХ, чем немцам, – считает Николай Данилов, – ведь в Восточной Германии не было той энергетической халявы, которую Россия имеет в богатых нефтью и газом северных регионах страны. Топлива много, но мы не можем его сохранить. Недавно энергетики рассчитали формулу счастья – необходимо восемь тонн энергоресурсов на одного человека в год. Мы вырабатываем как раз столько, но, к сожалению, половина теряется на пути от поставщика к потребителю.

Немецкие энергетики заметили, что у них на родине поставщик довозит до потребителя энергоресурсы практически в полном объеме. Кроме того, приехавшие на Урал экс-министр федерального министерства регионального планирования, строительной индустрии и градостроительства ФРГ Ирмгард Шветцер и постоянный представитель фонда Науманна в России Фальк Бомсдорф заявили, что, по их мнению, каждый регион должен самостоятельно проводить реформу ЖКХ, опираясь на индивидуальные особенности, специфику области.

- Другими словами, то, как сберегается тепло в Екатеринбурге, не должно полностью зависеть от Москвы, - пояснила госпожа Иргмард Шветцер.

Пресловутое сбережение тепла в российских квартирах стало едва ли не основным опытом, который предлагали нам германцы.

– Каждый немецкий турист, приезжая зимой в Екатеринбург, замечает одну особенность, – рассказывает еще один участник российско-германской встречи, руководитель проекта энергоэффективности в зданиях Зебастьян фон Вольф. – Если ему приходится поселиться не в номере-люкс пятизвездочного отеля, а в обычной гостинице, то ночью он просыпается от... невыносимой жары. По своей немецкой привычке он идет к батарее, чтобы снизить температуру, но не находит регулятора. Тогда ему приходится открывать форточку. Двухтрубная система отопления с регуляторами в каждой комнате считается в России почему-то чересчур дорогой. Но при этом у нас не учитывается, сколько денег улетает в открытую зимой форточку.

Русских волнуют сиюминутные расходы, а не затраты в целом.

Другой пример привел Фальк Бомсдорф. Германские специалисты рассчитали оптимальную толщину утеплителя для стен. Оказалось, что максимально сохраняет тепло двадцатисантиметровый слой теплоизолирующих средств. В России этот слой, как правило, не превышает 6–8 сантиметров. При наших-то морозах...

Похоже состояние отечественной системы ЖКХ произвело на германцев тягостное впечатление. Пространство для обмена опытом необъятно. Правда, Фальк Бомсдорф с надеждой отметил, что у русских специалистов много технических знаний и способностей. А значит, опыт германских энергетиков есть кому перенимать.


Другие материалы по теме: