«Областная газета», Андрей Евгеньев пишет: «Ты в рабочие пойдёшь?»

12 октября 2005 (12:52)

Системе начального профессионального образования России в этом году исполняется 65 лет. Возраст для образовательной системы хоть и не почтенный, но уже весьма солидный. Внедренная государством в эпоху бурной индустриализации, система подготовки рабочих кадров была необходима и и полностью оправдывала себя все последующие десятилетия Сегодня «не самые лучшие» для нее времена, увы, продолжаются.

Главных причин две. Если раньше начальное профессиональное образование поддерживалось предприятиями, то сегодня российские профтехучилища вынуждены довольствоваться скудным образовательным бюджетом. К примеру, «завод заводов» Уралмаш сильно поддерживал профессиональное училище № 1 города Свердловска, главный поставщик рабочих кадров не только на УЗТМ, но и на другие ведущие предприятия области. Подшефное промышленному гиганту училище получало все, что хотело. Финансирование, оборудование, технические средства обучения – все шло в богатейшую тогда систему начпроф-образования. Взамен предприятию требовался высококвалифицированный специалист в своей области. Каких-нибудь пару десятков лет назад учащийся профтехучилища был полностью уверен в завтрашнем дне: его обучат и со временем устроят на работу, помимо всего прочего еще и жилплощадь дадут.

Конец такому образовательно-промышленному симбиозу пришел в начале 90-х. Кризис, охвативший промышленность молодого российского государства, не обошел стороной и систему начального профессионального образования. Стремительно ворвавшийся в экономику рынок диктовал свои условия. В памятные многим времена денег не было даже на оплату труда своим работникам. Какое уж там НПО! Ничего не оставалось, как сложить все начпрофобразование на плечи госбюджета со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Надо признать, что несмотря на все трудности, – говорит директор профессионального училища № 1г.Екатеринбурга Николай Бабкин, – систему начального профессионального образования удалось сохранить. Сегодня в области работают и готовят специалистов более 150 училищ. Достаточно большое количество ребят готовятся по разным профессиям. Но если с проблемой нехватки денег не то чтобы справились, к ней просто привыкли, то проблема нехватки учащихся колледжей (по-старому техникумов) и училищ, а как следствие, кадровый голод на возрождающихся промышленных предприятиях, обозначилась буквально недавно. Среди прочих факторов, влияющих на это, специалисты выделяют сложившуюся в стране демографическую ситуацию. Количество выпускников 9-х классов очень скоро снизится, и не более пятой части из них придет в учреждения начального и среднего профессионального образования.Судите сами. В этом году число выпускников начальной школы, по данным государственной статистики составило около 59 тыс. человек, средней полной – 37 тыс. А план приема учащихся училищ на бюджетной основе составляет 20 тыс. человек. В систему начпрофобразования в 2005 году пришло не более 20 % из них. В то же время количество тех, кто получает высшее профессиональное образование, более чем достаточно. Большое перепроизводство юристов, экономистов, программистов, математиков и представителей других профессий. Сегодня no-прежнему на рынке труда Свердловской области более 75 % вакансий предназначено для рабочих. А количество безработных выпускников вузов, по данным областной службы занятости, увеличилось на 19 %. По данным службы занятости, только в прошлом году на переподготовку только что выпущенных вузами специалистов ушло 2 млн. рублей. Однако некоторые считают, что сама молодежь сегодня отказывается идти в училища, мол, это не престижно. Но в том же ПУ № 1 прием студентов училища всегда идет полным ходом».

–Я бы не стал так ставить вопрос, – продолжает Николай Бабкин, что молодежь не идет в училища. По крайней мере, 5–7 лет план по приёму студентов мы полностью выполняем. С другой стороны, надо признать, что поступают к нам, в большинстве своем те, кто изначально не видит себя у станка. После училища большинство идет дальше, за высшим образованием.

Соглашается с Николаем Бабкиным и директор Нижнесалдинского профессионального училища Александр Терентьев:

–Сегодняшние студенты рассматривают наше училище прежде всего как стартовую площадку для дальнейшего получения высшего образования. У нас в городе примерно 80 % выпускников 9-х классов поступают к нам, получают начальное профессиональное образование, работают и только потом, встав на ноги, идут в вузы.

Некоторые, может, и рады бы сразу получить высшее образование, да возможностей нет. Деваться некуда, особенно в провинции. Сначала учатся в техникумах, а уж потом – вуз. Кстати, качество начального профессионального образования– на должном уровне. К примеру, студент Нижнесалдинского профучилища Антон Коробщиков (ныне он студент УрГУ) занял первое место на Всероссийском конкурсе профмастерства по специальности «оператор ЭВМ» (такая еще сохранилась!), который проходил в этом году в Иркутске.

А тем временем встающие на ноги промышленные гиганты испытывают кадровый голод. Производству, наращивающему свои темпы, прежде всего металлургии и машиностроению, требуются не просто специалисты, а хорошие специалисты. Их сегодня, что называется, днем с огнем не сыщешь. За них предприятия готовы выложить солидные суммы. У хорошего специалиста на производстве в некоторых случаях заработная плата достигает нескольких десятков тыс. рублей. Предприятия с большим интересом наблюдают за учебным процессом в учреждениях начального профессионального образования. Берут студентов на практику с дальнейшим трудоустройством.

–Есть понимание того, – подводит итог Александр Терентьев, – что без вмешательства предприятий в процесс подготовки кадров будет только хуже. Они заинтересованы в кадрах.

И это верно. Иначе уральские заводы и фабрики останутся без рабочих. Кто завтра придет в цехи уральских предприятий? Как исправить ситуацию?

Тут, думается, несколько подходов к проблеме.

Во-первых, как это ни традиционно звучит, надо повысить престиж рабочих профессий. И в Свердловской области для этого многое делается. Возрождаются конкурсы профессионального мастерства, налаживаются партнерские взаимоотношения училищ с базовыми предприятиями. Словом, подвижки есть.

Во-вторых, необходимо улучшить финансовое положение учреждений профтехобразования. Это, разумеется, задача федеральный властей.

А то ведь возникнет вопрос: кто пойдет в рабочие? Кому завтра работать на заводах? Надеюсь, будет кому.


Другие материалы по теме: