Регистрация договоров залога автотранспортных средств позволит снизить банковские риски по автокредитам

14 октября 2005 (11:30)

Заместитель председателя банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков предложил внести изменения в Гражданский кодекс РФ, согласно которым договор о залоге автотранспортных средств (в том числе – залоги по автокредитованию) будут подлежать регистрации в ГАИ. Об этом сообщает журнал «Финанс». Целью инициативы является ограничение возможности злоупотребления и мошенничества с автомобилями, купленными в кредит.

На сегодняшний день ГАИ не располагает информацией о том, является ли тот или иной автомобиль заложенным в кредитном учреждении. Соответственно, банки оказываются незащищенными от мошенничества со стороны клиентов, «теряющих» паспорт транспортного средства, заложенный в банке, и перепродающих автомобиль. «Подобные инициативы происходят довольно часто», – заявил Анатолий Аксаков.

По его словам, отсутствие регистрации ухудшает качество залога и в ряде случаев приводит к отказу в выдаче кредита. «Введение этой нормы будет препятствовать отчуждению заложенного имущества недобросовестным залогодателем без согласия кредитора. Регистрировать заложенный автотранспорт будут сами банки, сообщая необходимую информацию в Госавтоинспекцию», – отметил он.

«При оформлении транспортного средства в качестве залога по предоставленному кредиту, в том числе по программам автокредитования, банк заключает с заемщиком – владельцем транспортного средства соответствующий договор залога», – заявил начальник управления розничного кредитования ЗАО «СБ «Губернский» Константин Богатырев.

По его словам, по договору залога владелец транспортного средства не имеет права совершать какие-либо сделки с заложенным имуществом до момента погашения всей задолженности по обеспеченному залогом транспортного средства кредиту. «По заложенному транспортному средству, в качестве гарантии того, что с заложенным имуществом не будут совершенны какие-либо сделки, банк требует от владельца транспортно средства предоставить оригинал паспорта транспортного средства для его хранения в банке до момента погашения всех обязательств по кредиту», – отметил К. Богатырев.

«Известны случаи, когда владелец оформленного в залог транспортного средства заявлял в Госавтоинспекцию об утере ПТС, получал новый, благодаря которому появлялась возможность продать автомобиль лишая банк предмета залога. Если по данному вопросу будут внесены изменения в законодательство, то эта мера позволит банкам снизить риск потерь от данного вида мошенничества так как в Госавтоинспекции будет информация о заложенном автотранспорте. В свою очередь из-за уменьшения рисков, это приведет к снижению стоимости кредита для потребителя» – комментирует он.

Если говорить о системе принятия решений по выдаче кредита и системе отбора заемщиков, то в данной процедуре заметных для заемщика изменений не последует – утверждает К. Богатырев.

«Внесение поправок в законодательство по регистрации договоров по автокредитованию в ГАИ необходимо. Некоторое время назад существовало требование обязательной регистрации залогов, которое значительно снижало риски по автокредитам. Сегодня многое зависит от добросовестности заемщика, поэтому банки вынуждены дополнительно страховать кредитные риски при рассмотрении заявки», – заявила начальник кредитного офиса ЗАО «Уралприватбанк» Ольга Шарушинская.

По ее словам, даже оформив страховку автомобиля, мошенник может его перепродать, не поставив банк в известность. В этом случае проблемы возникают у покупателя машины, поскольку банк сохраняет возможность обратить взыскание на заложенный автомобиль.

«Требование регистрации залога, в первую очередь, позволит очистить рынок автокредитов от недобросовестных заемщиков, повысит его надежность. Значит, появятся новые предложения от банков, которые пока не освоили этот сегмент кредитования, упростится процесс оценки клиентов. Рост конкуренции продиктует стоимость предложения», – считает О. Шарушинская.

«Активный рост популярности автокредитов среди населения, говорит о правильной позиции, занятой кредитными учреждениями Свердловской области в этом вопросе», – сообщила начальник Отдела потребительского кредитования ОАО «СКБ-Банк» Елена Лбова.

«Помимо роста благосостояния россиян и уральцев, популярности кредитов на покупку автомобиля способствуют и выгодные ставки банков, многие из которых разработали для своих клиентов специальные программы автокредитования. Немаловажным фактором в росте востребованности автокредитов является и позиция банков по снижению требований к предоставляемым заемщиком документам», – отметила она.

В тоже время, несмотря на серьезный рост объемов потребительских и автокредитов, количество просроченной задолженности в банках невелико. В результате, добросовестность заемщиков, исправно погашающих свои кредиты, позволяет банкам удерживать ставки на невысоком уровне и не закладывать риски невозврата кредита в процентную ставку по кредиту», – отметила Е. Лбова.

«Инициатива по регистрации договора залога автомобиля в ГАИ является правильной и своевременной. В отличие от ипотечного кредита, реализация заложенного автотранспорта незаконным образом происходит довольно просто», – сообщил начальник отдела управления розничных банковских продуктов ЗАО «МДМ-Банк-Урал» Олег Казаков.

Регистрации договора о залоге средств, по его словам, позволит снизить банковские риски, в частности при обслуживании автокредита, и его сопровождении. В тоже время прорыва в плане снижения процентных ставок по этому виду кредита не произойдет. «Сейчас рынок автокредитования находится в состоянии стагнации и какие-либо изменения на нем пока невозможны. На систему отбора клиентов, изменения в законодательстве также слабо повлияют, возможно, будут пересмотрены кандидатуры клиентов, которым ранее было отказано в автокредите», – считает О. Казаков.

«Регистрация договоров залога автотранспорта в ГАИ, в принципе, является правильной инициативой. Однако при введении такого новшества необходимо законодательно прописать, что риски и бюрократические препоны не будут вменяться автовладельцу в виде дополнительных затрат», – считает директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин.

По его словам, сегодня правоохранительные органы взимают средства с населения за любые изменения в законодательстве, что влечет за собой не только дополнительные затраты, но и неудобства. При этом, вряд ли регистрация договора автокредита в ГАИ повлечет за собой резкое снижение рисков в банковской сфере. «Сейчас банки также должны сообщать ГАИ о залоге автотранспорта, но они этого не делают, так как такое информационное сопровождение банки должны оплачивать самостоятельно», – отметил А. Татаркин.

«Таким образом, нововведение позволит снизить риски для банков, принесет дополнительные доходы ГАИ. В тоже время эти изменения повлекут за собой новые затраты для автовладельцев, как денежные, так и временные», – заключил он.


Другие материалы по теме: