«Коммерсантъ», Дмитрий Добров, Роман Овчинников пишут: «Алкогольный рынок ждет сокращений. Работать по новому закону сможет половина его участников»

18 октября 2005 (11:48)

В ближайшие несколько месяцев российский рынок алкогольной продукции ждут революционные изменения. По самым скромным оценкам, как минимум половина производителей, оптовиков и розничных торговцев будут вынуждены отказаться от выпуска и продажи спиртных напитков, а остальные попадут под жесткий контроль государства. Именно такими будут последствия вступления с 1 января 2006 года в силу новой редакции закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Закон трехлетней выдержки

Новая редакция закона «О госрегулировании...», описывающая правила игры на алкогольном рынке, готовилась более трех лет. Ключевое второе чтение законопроекта только в этом году откладывалось около десяти раз и стало предметом публичной перепалки между чиновниками Минсельхоза и Минэкономразвития и представителями аппарата правительства. Накал страстей вокруг принятия нового закона объяснялся просто – новый документ вводит серьезные изменения в работе всех без исключения участников алкогольного рынка.

Самое главное из них – отказ от системы акцизных складов. Напомним, что сейчас производители платят лишь часть акциза на алкогольную продукцию. Например, в случае с водкой производитель уплачивает лишь 20% от ставки акциза. Остальные 80% платит региональный акцизный склад, который получает продукцию от ЛВЗ. Уплата каждой части акциза подтверждается наклейкой марки – федеральной акцизной и региональной специальной. С 2006 года акцизные склады ликвидируются, а все 100% акциза будет платить производитель. Соответственно, вместо двух марок на бутылках со спиртным останется лишь одна.

Новый документ кардинально меняет и работу импортеров алкоголя. В частности, с нового года импортная алкогольная продукция должна обклеиваться акцизными марками в России, а не в местах производства. Кроме того, закон вводит существенные ограничения по .размерам оплаченного уставного капитала участников алкогольного рынка. Например, с 1 января производить водку смогут лишь те предприятия, уставный капитал которых превышает 50 млн рублей (сейчас данное ограничение отсутствует). Для производителей вина и другой алкогольной продукции, содержание спирта в которой не превышает 15%, этот показатель составляет 10 млн рублей.

Наконец, розничной продажей любого вида спиртного смогут заниматься исключительно юридические лица (сейчас продавать его могут как организации, так и частные предприниматели) суставным капиталом не менее 1 млн рублей. Закон также вносит серьезные изменения в правила поставок алкогольной продукции от производителя к оптовым и розничным точкам. В частности, документ исключает любую форму товарного кредита, который является основой взаимоотношений крупных производителей и розницы – с 1 января отгрузка спиртного может идти исключительно по предоплате. Правда, ее размер и форма не установлены.

Сразу после принятия новой редакции закона «О госрегулировании...» летом этого года в правительстве началась подготовка ряда постановлений, которые регламентирует работу отрасли в условиях нового закона. Однако уже сейчас вполне очевидно, что алкогольный рынок ждет резкое сокращение участников и усиление контроля государства над оставшимися.

Деление на два

«Минимальный уставный капитал – это серьезный барьер для мелких производителей, зачастую специализирующихся на выпуске нелегальной продукции. Им сложнее будет получить лицензию, а значит, они уйдут. Либо им придется переходить под крыло крупных общефедеральных игроков»,– считает Вениамин Грабар, совладелец холдинга «Ладога».
Кроме того, аналитики указывают, что со вступлением в силу новой редакции закона региональные заводы фактически лишаются поддержки местных властей, которые всеми силами ограничивали поступление на свой рынок «чужой» продукции. «Новый закон существенно ограничивает полномочия регионов. Отменяются акцизные склады, системы контроля качества, не надо получать региональные спецмарки, аккредитовываться поставщикам алкогольной продукции,– считает глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.– Все это на руку крупным компаниям». «Местные администрации не смогут лоббировать свои интересы,– соглашается Жанна Булавчик, коммерческий директор холдинга «Веда».– Единственным инструментом у них остается контроль над розницей, так как розничные лицензии отдаются регионам.

Но в любом случае по новому закону лоббирование интересов местных производителей будет более сложным процессом».

За последние три года число производителей водки в России сократилось более чем в полтора раза, с 700 до 400 заводов. Со вступлением в силу нового закона количество производителей может уменьшиться еще на 150-200 компаний. Но не менее серьезные сокращения ждут и продавцов алкоголя. Во-первых, отказ от акцизных складов приведет к резкому уменьшению оптовиков. Сразу после введения в 2001 году системы расщепленного акциза (часть платит завод, часть – акцизный склад) аналитики говорили о необходимости открытия всего 1 тыс. акцизных складов, которые смогут обеспечить сбыт производителей во всех регионах. Однако уже к 2004 году число акцизных складов, открытых оптовиками, перевалило за 2,5 тыс. Сейчас значительная часть акцизных складов существуют не более полугода и, накопив задолженность перед бюджетом, просто закрываются. С отказом от системы акцизных складов половина их станет обычными оптовыми базами, а остальные попросту прекратят существование.

Наконец, серьезно сократится и число розничных структур, торгующих алкоголем. Не секрет, что более 70% розничных точек в регионах зарегистрированы предпринимателями без образования юридического лица. В соответствии с новым законом с января 2006 года торговать алкоголем могут только юридические лица с оплаченным уставным фондом в размере 1 млн рублей. Вполне очевидно, что эта сумма может оказаться не под силу мелким магазинам. Кроме того, в случае введения 100-процентной предоплаты за поставленную продукцию многие розничные точки попросту не сумеют провести закупку алкоголя из-за проблем с оборотными средствами. В результате, по оценкам главного советника экспертного управления президента РФ Ирины Макеевой, 50% розничных точек сумеют перерегистрироваться, а остальные 50% будут вынуждены закрыться.

Как бы то ни было, резкое сокращение числа участников рынка позволит государству намного жестче контролировать продавцов алкоголя. И этим дело не ограничивается. Власти намерены ввести дополнительные меры контроля над участниками рынка. В первую очередь речь идет о создании государственной акционерной компании (ГАК), через которую будут проходить 100% поставок спирта со спиртзаводов на ликероводочные предприятия. Как заявляют в правительстве, поправки к закону «О госрегулировании...», прописывающие создание ГАК, могут быть внесены в Госдуму уже весной будущего года.


Другие материалы по теме: