Будущее Российской банковской системы: смена акцентов

31 мая 2001 (12:48)

Одной из важнейших задач российской экономики сегодня является становление банковской системы, способствующей привлечению долгосрочных финансовых ресурсов.

Проблема имеет несколько уровней, включая степень участия иностранного капитала в российских кредитных организациях, политику регулирования взаимоотношений московских и региональных банковских структур и т. д. Последнее, а именно соотношение столичного и регионального капиталов, в настоящее время приобретает самое важное значение. Экономический подъем в последнее время характеризовался оживлением промышленности, и, соответственно, вопрос инвестиций и обслуживания реального сектора экономики в регионах сегодня встает как никогда остро. Сейчас можно уверенно утверждать, что почти все регионы России испытывают давление со стороны Москвы, а именно головные офисы национальных промышленных гигантов настаивают на обслуживании своих региональных подразделений и дочерних предприятий через московские же системные банки и их филиальную сеть. Таким образом, региональные банки находятся в проигрышной ситуации, поскольку располагают заведомо меньшими ресурсами. К этому нужно добавить общую двусмысленность всей российской банковской системы, когда ее совокупные значения уступают значениям крупнейших иностранных кредитных организаций.

Мнение

Об одной из проблем в своем выступлении на VI Российском экономическом форуме говорил председатель Ассоциации российских банков Сергей Егоров. По его словам, к середине этого года номинальный объем капиталов банков России достигнет уровня 1998 г. Теперь нужно добиваться возврата на прежний уровень реального (долларового) объема капитала. Один из путей — государственная поддержка региональной банковской системы. Для этого необходимо продолжение курса на введение справедливого налогообложения. Сегодня региональные банки отчисляют в бюджет 74-75% прибыли. У них практически не остается средств для создания резервного капитала. Но по новому налоговому кодексу условия налогообложения банков такие же, как и у других коммерческих структур. Вполне возможно, что это положительно скажется на развитии региональной банковской системы. Однако сохраняющаяся тенденция к укрупнению центральных банков может стать губительной для региональных финансовых учреждений.

В Центре существует понимание необходимости существования развитой региональной банковской системы. Все ресурсы развития страны находятся в регионах — это и кадры, и производство, и сырье. Москва должна продумать систему развития региональных банков, стимулировать их активность, и, прежде всего, инвестиции в реальный сектор местной экономики.

«Несмотря на то, что все возможности для развития экономики — недра, люди, заводы, фабрики — находятся в регионах, складывается впечатление, что региональные банки крайне слабы по сравнению с московскими, — заявил председатель Ассоциации российских банков Сергей Егоров. — Следовательно, федеральным властям необходимо менять свою политику в отношении кредитных организаций и всерьез думать о направлении денежных потоков в регионы. Региональные банки, работающие с реальным сектором экономики, ведущие активную инвестиционную политику, должны стимулироваться правительством и Центробанком».

Увеличение риска

Есть еще один важный аспект: сейчас страна вновь идет по пути усиления и увеличения количества государственных банков. Практически треть российских банков — государственные. Но если всерьез говорить о строительстве рыночной экономики, то должны развиваться предпринимательские коммерческие банки. Для всех банков необходимо создать одинаковые конкурентные условия. Сейчас же наблюдается явный перекос в сторону столичных и государственных кредитных организаций.

Региональные кредитные организации достаточно точно представляют себе сложившуюся ситуацию. По мнению председателя правления Урало-Сибирского банка Марины Вшивцевой, признаки системного риска в концентрации финансового капитала в Москве уже налицо. Комментируя ситуацию, она заявила агентству УрБК: «Это не может не волновать прежде всего федеральные власти. Поэтому даже тематика VI Российского экономического форума затрагивает проблему построения банковской системы страны в целом. Неадекватность экономических институтов региона его промышленному потенциалу приводит к дисбалансу в экономике, поэтому кризисы неизбежны. Для дальнейшего развития региональной банковской политики необходимо совершенствование нормативного обеспечения и системы контроля со стороны центрального банка. Также необходима определенная законодательная база для вхождения московских банков в регион, связанная с инвестиционной направленностью их деятельности. То есть банк должен инвестировать в экономику региона, а не «откачивать» ресурсы, которые филиал привлекает на территории области. Любой отток капитала с территории области приведет к необратимым последствиям».

Дискуссия

Президент Уралвнешторгбанка Валериан Попков также подтверждает, что концентрация банковских активов в Москве приобрела глобальный характер. В своем выступлении на VI Российском экономическом форуме он сказал: «Я ничего не имею против московских банков, но концентрация капиталов в центре является системным ограничением, которое опасно влияет на банковскую сферу. Ситуация в России уникальна: 75% активов сосредоточено в Москве, а в регионах всего 25%. Не надо приводить в пример мировые банковские центры, такие как Нью-Йорк и Франкфурт, — ни в одной стране мира, кроме России, в одном банковском центре не сосредоточено более 50% активов. Кроме того, что такая ситуация приводит к медленной смерти территориальных банков, этоозначает и концентрацию системных рисков в одном регионе. К чему это приводит, ярко показал кризис 1998 г., когда разорились многие крупные московские банки. Повторение 1998 г. возможно, если в основе государственной политики не будет лежать принцип финансового федерализма, когда финансовые потоки распределяются между территориями в соответствии с их промышленным потенциалом».

Представитель Асбест-банка так прокомментировал агентству УрБК необходимость направления денежных потоков из центра в регионы и стимулирования региональных банков: «Вопросы развития банковской системы обсуждаются с 1998 г. Тогда много говорилось о том, что России следует иметь около 300 банков вместо 2.000, а также о возможности слияния региональных банков с московскими с целью получения доступа к московским финансовым потокам. Однако кризис 1998 г. показал, что московские банки в такой ситуации могут оставить свои региональные филиалы на произвол судьбы. Поэтому развивать региональные банки необходимо. Однако говорить об абсолютной слабости региональных банков в настоящее время было бы неверно: некоторые из них вполне могут сравниться с московскими».

Есть среди региональных банков и такие, которые не видят особой проблемы в существовании дисбаланса между финансовыми структурами. Например, по словам заместителя председателя Правления банка «Северная Казна» Сергея Лапшина, не нужно проявлять такой активности в стимулировании развития региональной банковской системы правительством и Центробанком. «Если Центробанк в действительности желает улучшить работу региональных банков, то следует отменить норматив Н-11, который регулирует региональные банки в отношении количества принятых вкладов от населения», — заявил Сергей Лапшин.

Представители же московских банков предлагают совершенно иное решение проблемы. Заместитель директора Екатеринбургского филиала АКБ «Банк Москвы» Александр Семенов считает, что перераспределение финансовых потоков из центра в регионы надо осуществлять через региональную сеть московских банков. «Сегодня действительно необходимо осуществить перераспределение финансовых потоков из центра в регионы. Однако наиболее эффективной политикой будет стимулирование Банком России московских банков, которые активно развивают свою филиальную сеть в регионах. Это единственная реальная альтернатива развитию региональных банков, так как региональные банки сегодня не могут предоставить предприятиям крупные кредиты (до нескольких миллионов долларов). Что же касается государственных кредитных организаций, таких как Сбербанк и Внешторгбанк, то они вообще не должны существовать как государственные. На мой взгляд, государственным должен быть только Центробанк», — заявил Александр Семенов агентству УрБК.

Вероятно, в ближайшее время государство каким-либо образом подаст сигнал, в каком направлении будет развиваться банковская система России. Будет ли осуществляться государственная поддержка региональных банков, или Москва еще больше сузит поле, на котором могут играть региональные кредитные организации? Это станет понятно по изменениям в законодательстве РФ и нормативных документах ЦБ.


Другие материалы по теме: