«Российская газета», Денис Смирнов пишет: «Кому нужен мертвый Карабаш?»

2 ноября 2005 (11:00)

Дорога в Карабаш идет вдоль многокилометровых черных отвалов, которые местные жители называют лунным пейзажем. Горы шлаков – своеобразный памятник старым технологиям, от которых сегодня уже отказался медеплавильный комбинат. теперь «Карабашмедь» – одно из немногих металлургических предприятий России, которое работает без накопления отвалов. «Весь гранулированный шлак отгружается покупателям, которые оплатили его на несколько месяцев вперед», – поясняет главный инженер завода Юрий Серебренников.

«Зона экологического бедствия», «черная точка планеты» – такие названия закрепились в массовом сознании за уральским Карабашом еще с начала 90-х годов. В начале перестройки казалось, что все проблемы города можно решить с помощью бюджетных дотаций и остановки опасных производств. Но жизнь оказалась сложнее романтических надежд и представлений. Простые рецепты «зеленых» принесли не меньший вред, чем сами производственные загрязнения. «Все безобразия, хвосты и отвалы копились десятки лет еще в советские времена. Когда началась перестройка, люди поверили обещаниям экологов, закрыли медный комбинат и остались у разбитого корыта», – вспоминают старожилы. «Завод разобрали по винтику и продали на металлолом. В общем, натворили бед. Зато убедились, что одной экологией сыт не будешь», – говорит Юрий Серебренников.

Сегодня медный комбинат встал на ноги и завершает реконструкцию, которая сделает «Карабашмедь» одним из самых передовых производств в России. Новая техника помогла комбинату не только избавиться от твердых отходов, но и сократить в несколько раз выбросы в атмосферу. Ситуация улучшается так быстро, что в городе решено даже открыть музей с экспонатами прошлых экологических бедствий. Благодаря импортным очистным установкам в прошлое ушли кислотные дожди и «снегопады» из промышленных выбросов. Впервые за десятилетия концентрация загрязнений на территории города удерживается в пределах допустимых значений.

Улучшение экологической обстановки в Карабаше можно увидеть сегодня даже невооруженным глазом. «В этом году первый раз за много лет листья деревьев стали желтеть и облетать не в июне, а в сентябре. До ввода комплекса утилизации серы листва в Карабаше желтела и «сгорала»,как правило, уже в июне», – говорит мэр Карабаша Мусса Дзугаев.

Точные данные об улучшении экологии «Карабашмеди» содержатся в октябрьском отчете отдела по охране окружающей среды администрации Карабашского городского округа. «Ввод в эксплуатацию объектов очистки отходящих газов снизил в прошлом году выбросы загрязняющих веществ до 1,55 тонны на одну тонну произведенной меди» – отмечается в отчете. Для сравнения: удельные выбросы на государственном предприятии «Карабашский медеплавильный комбинат» в 1986–1988 годах были более чем вдвое выше – в среднем 3,75 тонны. Выбросы пыли на тонну продукции сократились почти на порядок – с 310 до 36 килограммов.

«По всем объективным показателям экологическая ситуация в Карабаше и на медеплавильном предприятии неуклонно улучшается», – заключает главный эколог города, начальник отдела по охране окружающей среды Евгений Шрамм. Сегодня на заводе «Карабашмедь» ведется монтаж единственной в стране 70-метровой печи австралийской фирмы Ausmelt, которая заменит устаревшие шахтные печи. Замена печей герметично закроет все металлургические агрегаты. С июля 2006 года, после ввода в эксплуатацию новой печи, вся масса сернистого ангидрида будет улавливаться, и выбросы газа в атмосферу составят менее 5000 тонн в год, что значительно ниже, уровня предельно допустимых выбросов. Таким образом, экологическая реконструкция Карабаша в этом году снизила уровень загрязнений ниже ПДК на территории города, а в 2006 году снизит и на территории самого предприятия.

– Завод перестраивается прямо на глазах. «Заработали фильтры, и в городе это сразу стало заметно, – говорит Евгений Шрамм. – Летом пустят новую печь, и тогда на заводе можно будет экскурсии водить.

Уроки безработного Карабаша

«Восемь лет простоя были самыми тяжелыми для города. Люди спивались, вымирали или уезжали отсюда. Город деградировал. Это был настоящий социальный кризис», – вспоминают период с 1991-го по 1997-й жители Карабаша.

Действительно, остановка градообразующего комбината привела к массовой безработице, нищете, развалу городского хозяйства и бегству из города работоспособного населения. Из более чем 40-тысячного населения в Карабаше осталось всего 14 тысяч жителей. Расчеты на поддержку из госбюджета не оправдались. Содержание «безработного города» оказалось не под силу ни областной, ни федеральной казне. Типичным для жителей города в этот период стали пьянство и сбор цветных металлов с территории медного комбината, который был почти полностью разграблен. За годы простоя медного комбината статистика смертности и заболеваний не улучшилась. Разве что расширился список недугов, куда добавились такие социальные болезни, как чесотка и педикулез.

Чтобы остановить социальную катастрофу, весной 1997 года губернатор Челябинской области Петр Сумин утвердил «Программу развития цветной металлургии Челябинской области (медная подотрасль)», в которой было предусмотрено восстановление медеплавильного производства в Карабаше. Программа была согласована с Облкомэкологией, Облсанэпиднадзором.

В 1998 году к восстановлению комбината подключился его главный потребитель – соседний Кыштымский медеэлектролитный завод (КМЭЗ). На средства КМЭЗа в Карабаше были отремонтированы здания городской больницы и детского дома, отстроено жилье для ветеранов и переселенцев из санитарно-защитной зоны. По словам гендиректора КМЭЗ Александра Вольхина, инвестиции в оздоровление Карабаша и модернизацию медеплавильного комбината были не благотворительностью, а жизненной необходимостью. «От полного вымирания город спас челябинский губернатор и деньги КМЭЗа», – говорит главный инженер завода Юрий Серебренников.

«Мне нужно, чтобы КМЭЗ и «Карабашмедь» были загружены, чтобы они платили достойную заработную плату рабочим, чтобы часть денег они вкладывали в развитие производства, в решение экологических проблем», – эти слова губернатора Челябинской области Петра Сумина, сказанные еще в начале 2004 года, хорошо помнят в Карабаше.

Ставка областной власти на возрождение Карабаша полностью оправдалась. Предвыборные «экологические кампании» вокруг «Карабашмеди» уже не находят поддержки среди большинства жителей города. Призывы немедленно остановить производство периодически звучат в СМИ и сегодня, но они воспринимаются в Карабаше как политические спекуляции, никак не связанные с интересами города.

«Дело тут не в экологии, – считает глава Карабашского городского округа Мусса Дзугаев. -Как только заработала система очистки и в городе стало чище, вокруг завода опять поднялся шум». «Но политических спекуляций не будет – мы уже пригласили ученых, экспертов и экологов, которые будут регулярно публиковать объективные данные о работе комбината и о состоянии окружающей среды».

Урок социального кризиса девяностых в Карабаше не прошел даром. «Два раза на грабли не наступают, и теперь на закрытие завода никто не согласится», – говорят рабочие комбината. Всем в городе известно, что 95 процентов городского бюджета – это деньги медеплавильного комбината.

«Челябинская область – не простой регион, а промышленный, и воздействие на природу промышленных предприятий, безусловно, не самое благоприятное», – заявил губернатор Петр Сумин на заседании Совета безопасности Челябинской области 25 октября 2005 года. «Впервые почти за сто лет существования «Карабашмеди» руководство предприятия вложило более 50 миллионов долларов только в очистные сооружения. Уже сейчас в городе наблюдается значительное улучшение экологической ситуации и, в частности, – снижение выбросов», – отмечает Петр Сумин.

Ответственному бизнесу нужна чистая металлургия

Столетия эксплуатации рудных месторождении превратили многие уральские города в экологически неблагополучные зоны. Накопленные загрязнения территории и опасные технологии достались сегодня в наследство новым компаниям, которые вынуждены разбирать экологические завалы и одновременно перестраивать производство. Многие металлурги поняли, что работа без оглядки на экологию вредит не только населению, но и долгосрочным интересам бизнеса. Нерешенные экологические проблемы осложняют работу компаний внутри страны и затрудняют выход на зарубежные рынки капитала. Именно поэтому строительство очистных и защитных сооружений стало главным направлением инвестиций для тех компаний, которые думают о собственном долгосрочном развитии. Один из самых ярких примеров инвестиций в экологию демонстрирует «Русская медная компания» (РМК), которая уже вложила около 3 миллиардов рублей в модернизацию опасных производств на знаменитом Карабашском медеплавильном заводе.

Чтобы навсегда закрыть главу экологических катастроф в истории Карабаша, на базе медеплавильного комбината создается современное производство с использованием последних технологических и экологических достижений. В строительстве используется самое современное оборудование ведущих производителей, аналогов которому нет в России. Стратегическая цель металлургов РМК – создать в Карабаше такое же современное и экологически безопасное производство, как, например, в Финляндии или Японии.

Первый объект, который был введен в процессе реконструкции, – это уникальная кислородная станция немецкой фирмы Linde с производительностью 5000 кубометров кислорода в час. Подача кислорода на печи и конвертеры значительно снизила объем технологических газов и загрязнение атмосферы. Строительство системы оборотного водоснабжения позволило нарастить объемы производства без увеличения количества выбросов. Одновременно комбинат отказался от использования питьевой воды для технических целей.

Следующим этапом модернизации производства стало строительство комплекса мокрой очистки газов от пыли на базе установки фирмы Boliden Contech (Швеция). В состав комплекса входят каплеуловители, дымососы, две ступени мокрых электрофильтров. Мокрая очистка газов сократила до приемлемого уровня выбросы в атмосферу соединений тяжелых металлов, таких как медь, свинец, цинк, мышьяк, – наиболее опасных для здоровья.

Следом на заводе был построен замкнутый водный цикл системы грануляции шлака. Благодаря этому полностью прекращен сброс промышленных сточных вод, загрязнявших в течение многих десятилетий Карабашский пруд.

Весной 2005 года на ЗАО «Карабашмедь» введен в эксплуатацию комплекс утилизации серы из отходящих газов WSA фирмы Haldor Topsoe A.S. (Дания). Завершена также реконструкция системы газоходов металлургического цеха и строительство рукавных фильтров для тонкой очистки металлургических газов.

Усилия металлургов не пропали даром - по данным Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в июле 2005 года по сравнению с июлем 2004 года среднемесячная концентрация диоксида серы снизилась в шесть раз – с 2,4 ПДК до 0,4 ПДК (предельно допустимой концентрации).

«С момента ввода комплекса утилизации основная экологическая проблема Карабаша – выброс сернистого ангидрида – уже решена, – говорит гендиректор «Карабашмеди» Николай Азаров. – Ежегодные выбросы этого вещества сокращаются до 4,9 тысячи тонн в год при 120 тысячах тонн в прошлые годы. С 2006 года «Карабашмедь» обгонит многие предприятия Урала по экологическим показателям». По словам директора по связям с общественностью Александра Ханина, в 2004-2005 годах РМК инвестировала в экологическую реабилитацию ЗАО «Карабашмедь» и территорий города свыше 1,3 миллиарда рублей, а с начала модернизации на эти цели израсходовано свыше 2,8 миллиарда рублей.

Кто платит за экологию

При всех экологических спорах для профессионалов важны факты, а не мифы и лозунги. Вот, например, как выглядит структура финансирования мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения города Карабаша в рамках областной программы на 2001-2005 годы.

На сооружение комплекса по утилизации серы из отходящих газов медеплавильного производства «Карабашмеди» с 2001 по 2004 год всего было потрачено 1639 033 тысячи рублей (более 57 миллионов долларов). Из этой суммы инвестиции самих медеплавильщиков составили 99,33 процента – то есть почти 100 процентов. Вложения областного бюджета в строительство комплекса утилизации серы не дотянули даже до одного процента – точнее, составили 0,66 процента общего объема инвестиций (или 10 905 тысяч рублей). Так что абсолютно безосновательно звучат обвинения в том, что «Карабашмедь» якобы использует средства налогоплательщиков для собственной реконструкции.

Похожая картина и при анализе финансирования общегородских экологических и защитных мероприятий. Суммарные затраты федерального, областного и местного бюджетов в рамках областной программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области до 2005 года составили в период с 2001 по 2004 год всего около трех процентов – точнее, 3,35 процента или 56,427 миллиона рублей. Остальные 96,65 процента инвестиций по областной программе природоохранных мероприятий опять же собственные средства медников.

Большинство жителей Карабаша, с которыми побеседовал корреспондент «РГ», уверены, что худшие времена для их города уже позади. Продукция комбината пользуется постоянным спросом, есть гарантия стабильной работы, выбросы и загрязнения сократились в несколько раз. Сегодня решением экологической проблемы занимается ЗАО «Карабашмедь». Живой завод успешно решает обе задачи: восстановление экологии города и оживление его экономики.


Другие материалы по теме: