«Вечерний Екатеринбург», Александра Шеина пишет: «Ударим налогом по бездорожью?»

16 ноября 2005 (10:54)

Вчера в Облдуме решалась судьба автовладельцев. Депутаты рассматривали вопрос об увеличении ставок транспортного налога.

Поначалу казалось, что благодушию и дружескому расположению парламентариев предела не будет. Сами посудите: в нашем технократическом мире очень многие имеют машины, депутаты, кстати, тоже. Но в первом чтении они выглядели как люди, гуляющие пешком, ну, или передвигающиеся на лошадях. Потому что как то уж больно расслабленно они пропустили документ через первое чтение, и, согласно изменениям, налог должен повыситься в 2 раза, как «завещал» родной наш Минэкономики.

Огласим упомянутое «завещание». По словам замминистра экономики Николая Беспамятных, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил ставка увеличится до 10 рублей с 1 лошадиной силы; от 100 до 150 - до 20 рублей с лошадиной силы; от 150 до 200 - до 30 рублей с 1 лошадиной силы. Для мотоциклов и мотороллеров – в 2–3 раза – от 5 до 19 рублей с 1 лошадиной силы в зависимости от мощности двигателя. Для автобусов – примерно в 2,5 раза.

Естественно, замминистра мотивировал: благодаря увеличению транспортного налога планируется увеличить поступления в бюджет (после повышения в 2007 году в бюджет области должно поступить порядка 1,3 миллиарда рублей доходов от транспортного налога), которые тратятся на развитие автомобильных дорог области. Вот уж где вспоминается Ильф и Петров с бессмертным своим-. «Ударим... по бездорожью...»

Но тут вдруг депутаты задумались о том, что такое повышение, которое коснулось автобусов, может коснуться и цен на проезд в общественном транспорте (ну, вероятно, много о чём ещё подумали нардепы…)

И во время второго чтения благость как ветром сдуло из зала заседаний. Депутаты вспомнили, что транспортный налог давно уже – с 2004 года – не формирует дорожный фонд, из средств коего и финансировался дорожный ремонт. И поэтому стало понятно, что все заявления замминистра экономики оснований под собой не имеют. Депутаты также вспомнили проблему с нехваткой денег в контексте данного налога: даже при нынешних небольших .ставках его собираемость находится на очень низком уровне: среди физических лиц его уплачивают не более 65% владельцев автотранспорта. И если увеличить ставку, то собираемость махом упадет, сочли депутаты (правда, не все). Поэтому парламентарии предложили налог поднять, но процентов на 10, настолько, на сколько выросла инфляция. Но согласия в их рядах не стало окончательно.

По мнению депутата Бориса Чойнзонова, разработчики законопроекта не представили серьёзных экономических обоснований повышения налоговых ставок-. «Ну что значит в 2–3 раза, тем более, опираясь на расчёты, которые взяты в среднем по УрФО, если в Хантах средняя зарплата под 24 тысячи, а у нас – 8?» Депутат считает, что надо исходить из конкретных экономических показателей отдельного региона, а не ориентироваться на «усреднёнку».

- Двукратное увеличение налоговых ставок самым негативным образом скажется на финансовом положении жителей Свердловской области. Цены на бензин с начала 2005 года выросли на 38% и продолжают расти. По прогнозам специалистов, ставки по ОСАГО в 2006 году также увеличатся на 15%. На этом фоне значительное повышение налоговых ставок для владельцев автотранспорта неприемлемо, – уверен Чойнзонов.

В итоге рассмотрение законопроекта во втором чтении зашло в тупик. Споры оказались настолько жёсткими, что парламентарии взяли тайм-аут до сегодня. Посмотрим, чем дело кончится.


Другие материалы по теме: