Алена Егель: Индустрия красоты – будущее за комплексным подходом

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает директор салона здоровья и красоты «Эдем» Алена Егель.

– Алена Николаевна, можно ли говорить о том, что в Екатеринбурге сложился устойчивый рынок «индустрии красоты»? Наблюдается ли рост объемов, увеличение числа заведений в данной сфере?

– Безусловно, рынок «индустрии красоты» сформировался и продолжает увеличиваться количественно. Буквально на каждом углу открываются новые салоны красоты, студии загара, парикмахерские и фитнес-центры. На мой взгляд, существующие темпы роста чрезмерны. Это связано с тем, что новые участники рынка, зачастую, вкладывают средства в «индустрию красоты» не ради получения прибыли или развития данной отрасли, а потому, что открыть свой салон – это сегодня модно. В то же время, в администрации Екатеринбурга полагают, что спрос на данные услуги не удовлетворен. Однако мы можем зайти в десяток салонов и увидеть, что клиентов там гораздо меньше, чем работников.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития «индустрии красоты» в Екатеринбурге? Какие игроки не смогут работать на этом рынке?

– Значительная доля рынка приходится на маленькие салоны, в которых работает по 2-3 косметолога и около 4 мастеров-парикмахеров. При таком кадровом составе владельцы не могут обеспечить высокого качества услуг, так как непрерывное развитие рынка требует постоянного вложения средств в обучение сотрудников как на начальном этапе, так и в процессе работы. Если сотрудников мало, то затраты на обучение становятся слишком велики, поскольку обучение проводится либо в Москве, либо за рубежом. Соответственно, чтобы обеспечить рентабельность заведения, владельцам придется сильно поднять цены, но тогда салон станет неконкурентоспособным. То же самое применимо и к новым косметологическим аппаратам. Чтобы техническая новинка окупила себя, в небольшом салоне косметологи должны работать круглые сутки с непрекращающимся потоком клиентов, в то время как крупные центры могут позволить себе проводить планомерное обучение и закупку нового оборудования. Например, в штате салона «Эдем» 7 косметологов, и мы не посылаем на курсы каждого, а приглашаем преподавателя из Москвы. В перерасчете на «единицу» персонала затраты оказываются не столь высокими, и мы можем поддерживать цены на конкурентоспособном уровне. С техникой складывается аналогичная ситуация. У нас работает 3 косметологических кабинета, оснащенных различными аппаратами, которые меняются в зависимости от потребностей клиентов. Поэтому, на мой взгляд, со временем маленькие салоны не смогут составить серьезную конкуренцию нам и либо уйдут с рынка совсем, либо будут вынуждены искать инвесторов.

– Существует ли общепринятая классификация салонов красоты по уровню оказываемого ими сервиса? Какая из ценовых категорий на данный момент лучше всего развита в Екатеринбурге?

– Да, классификация салонов существует, но скорее не по уровню сервиса, а по ценовой политике. В Екатеринбурге есть салоны класса «премиум» и салоны «среднего класса». К классу «премиум» себя причисляют те салоны, которые назначают высокие цены и дают дорогую рекламу – все различие от салонов «среднего класса» этим и ограничивается. То же самое относится к фитнес-центрам «премиум класса», позиционирующих себя продажей клубных карт только на год или полгода. Разовое посещение в таких центрах осуществляется только по гостевой карте, и стоит один визит около 700 рублей. «Средний класс» таких цен себе позволить не сможет. Поэтому, на мой взгляд, главное различие – в цене, качественный фактор, к сожалению, пока не вышел на первое место.

Если говорить о развитости категорий, то нужно отметить нехватку фитнес-центров «среднего (мидл, мидл-ап) класса», но с хорошим качественным оборудованием, удобными раздевалками и душевыми кабинами. Зато наблюдается небывалая активность в секторе «премиум класса». За последние два года здесь открылось сразу три клуба. Посещение фитнес-центра становится неотъемлемой частью жизни и играет важную роль в создании имиджа успешного делового человека.

На мой взгляд, в дальнейшем будет продолжаться разделение рынка на два противоположных полюса: останутся только центры высшего класса и совсем простые салоны, доступные пенсионерам и студентам, такова специфика отрасли. В косметологии, как и в медицине, нельзя вылечить человека средненько – можно или вылечить или не вылечить. У нас аналогичная ситуация: либо мы делаем человека красивым, либо просто аккуратненько его подстригаем. Середины быть не может.

– Можно ли говорить о росте платежеспособного спроса на услуги «индустрии красоты» в последние годы? Происходит ли он за счет увеличения числа клиентов или за счет приобретения ими все более дорогих услуг? Какая категория населения является самой перспективной для предприятий «индустрии красоты»?

– Платежеспособность населения, несомненно, растет, а с ней и спрос на услуги салонов красоты. Однако прибыль заведений «индустрии красоты» увеличивается не только за счет увеличения количества клиентов, но и за счет предложения дорогих услуг. Рост цен в «индустрии красоты» неизбежен, поскольку ценность процедуры в значительной мере определяется уровнем профессионализма специалистов и уровнем сервиса салона. Существующие темпы роста отрасли вызывают нехватку специалистов высокого уровня, что, естественно, поднимает их услуги в цене. За гарантию «качества» услуги, а следовательно, за свой внешний вид клиенты готовы заплатить высокую цену.

Для развития рынка «индустрии красоты» Екатеринбурга самая перспективная категория сегодня – средний класс, то есть менеджеры среднего и высшего звена, не владельцы предприятий, не учредители, хотя их, конечно, тоже необходимо принимать в расчет. Они не только могут себе это позволить финансово, но это необходимо им для успешного ведения бизнеса.

– Насколько сильна конкуренция между различными салонами красоты (фитнес-центрами)? Присутствуют ли на данном рынке федеральные сети, либо только местные операторы рынка?

– Конкуренция, конечно, есть, и я бы даже сказала, достаточно жесткая. Если ты хочешь победить, нужно постоянно двигаться вперед, уметь предвидеть ситуацию: новые услуги, новое оборудование, постоянное обучение персонала, иначе ты рискуешь потерять клиентов: они уйдут в соседний салон. Миграция клиентов, конечно, существует, но если все моменты учтены, то почти 100% посетителей возвращаются.

Столичные салоны красоты пока не идут на рынок Екатеринбурга, иная ситуация с фитнес-центрами. Индустрия фитнеса настолько выросла за последние годы, что московские сети активно осваивает все новые территории. Екатеринбург не стал исключением. Яркий пример представителя федеральной сети в нашем городе – центр «World Gym». Конечно, такая конкуренция только на пользу местным участникам рынка, но не думаю, что «федералы» представляют нам серьезную угрозу. Главным минусом в их работе является тот факт, что управляющая компания находится в другом городе и не может полностью контролировать ситуацию. Если говорить конкретно о «WorldGym», то он неудачно расположен географически и рискует пойти по пути районного клуба.

– Какие услуги на рынке «индустрии красоты» сейчас пользуются наибольшим спросом со стороны населения? Какие новые услуги появились в последние несколько сезонов, в том числе и в салоне «Эдем»? Какие услуги формируют основную прибыль салона «Эдем»?

– Костяк салонов красоты сегодня – фитнес, косметология и парикмахерские услуги. Именно они приносят наибольшую прибыль. В нашем салоне дополнительно представлены такие услуги как маникюр, педикюр, сауна, солярий, массаж. В салоне здоровья и красоты «Эдем» мы заботимся не только о «внешней» красоте, но и о психическом и физическом здоровье. Большая часть наших посетителей много работает и в ходе рабочей недели принимает ответственные решения, другими словами, очень часто находится в стрессовых ситуациях. В нашем салоне существует целый комплекс услуг, направленных на снятие внутреннего напряжения и усталости. В планах – открытие Wellness-центра. В нем также можно будет получить весь комплекс услуг, только его площадь будет гораздо больше, чем площадь салона «Эдем», и находиться он будет в самом центре города.

Я считаю, что будущее – за комплексным подходом. Салон, предоставляющий полноценный комплекс услуг, в который входят и спортзал, и косметолог, и спа, и работа стилиста, лучше окупается и крепче «стоит на ногах». «Эдем» идет по этому пути.


Другие материалы по теме: