«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «ЖКХ: баланс макроэкономики и социальных приоритетов»

17 ноября 2005 (12:00)

К концу этой недели Правительство РФ планирует обозначить предельные лимиты тарифов на услуги ЖКХ в 2006 году для каждого региона - в качестве приложений к проекту закона, который, по заданию Президента, должен быть принят к 15 декабря. Суть законодательной новации в том, что у субъектов Федерации изымаются компетенции по установлению предельных тарифов, эти лимиты будет определять Правительство; а уж потом исполнительный орган субъекта РФ укажет их для муниципалитетов, и те в рамках этих лимитов установят конкретные тарифы. Схема вроде несколько из «командно-административного» прошлого, но с точки зрения укрепления материального благосостояния населения — в известной мере, благо, ибо в регионах действовали кто в лес кто по дрова, и скачок цен на коммунальные услуги составил в этом году в целом по России 30%, хотя планировали на треть меньше.

Жёсткости в централизации действий требует и макроэкономическая ситуация. Невозможно обусловить рост экономики, если инфляция зашкаливает, а ликвидация прорех в жилищно-коммунальном комплексе лоскутным способом её лишь подстёгивает. Неслучайно в национальных проектах один из приоритетов — переустройство сферы ЖКХ. Государство осознало, что муниципалитеты и регионы не в силах поодиночке совладать с естественными монополиями, которые диктуют цены на газ, уголь, нефть, электроэнергию, транспортные услуги; и потому отныне коммунальщики смогут разговаривать с монополистами, что называется, на равных — через федеральное правительство.

Насколько «одёрнут» монополистов сверху — вопрос, но первые намётки показывают, что аппетиты могут быть приуменьшены и вдвое. Газпром, например, просил 23% роста цен на «голубое топливо», ему сказали — хватит и 11%, Другое новшество: ценовая политика ЖКХ будет устанавливаться, скорее всего, на трёхлетний период, как и в бюджетном планировании, — что можно определить как одну из антиинфляционных мер. Потребителей услуг ЖКХ волнуют, естественно, соразмерность роста будущих трат семейным доходам. Тут Екатеринбург выглядит, я бы так сказал, не хуже Москвы, не говоря уж о Липецке, Рязани, Кемерово и ещё десятках крупных центров, где искусственное сдерживание тарифов в прошлом вполне может обернуться социальной катастрофой сейчас. Политика властей уральской столицы позволила городу достаточно «мягко» войти в реформу ЖКХ и применение положений нового Жилищного кодекса. Сегодня екатеринбуржцы оплачивают 90% стоимости коммунальных услуг, в то время как москвичи - 72%, липчане — 75%, а якуты, чукчи и эвенкийцы вообще в пределах 40%. По ним новогодний «подарок» ударит, конечно же, сильнее, чем по уральцам.

Надо понимать, что 100-процентная оплата услуг ЖКХ — понятие хоть и пугающее, но условно-относительное. Это «рубеж» сродни горизонту: двигаться в его направлении можно — достичь не удастся. Не так давно мы оплачивали лишь 4% стоимости коммунальных услуг, но жизнь в целом, согласитесь, едва ли была легче. Вообще зафиксировать тарифы на какой-либо отметке не получится: цены на те же энергоносители всё равно будут расти. Вопрос в том, чтобы экономика регулировала эти цены в оптимальных режимах; а государство и органы местного самоуправления делали всё, дабы коммунальная сфера из дотационной становилась прибыльной — но не за счёт населения, а за счёт улучшения качества услуг и роста конкурентоспособности,

Екатеринбург одним из первых озаботился созданием, как требует Жилищный кодекс, управляющих компаний - думается, конкуренция на этом рынке услуг приведёт к экономии горожанами личных средств. Кроме того, мэрия предполагает установить по городу средний тариф и норматив по теплу для населения, а жителям тех домов, где объективно высокие тарифы, даже установить дотации. Сохранятся и все предусмотренные законодательством льготы по оплате услуг ЖКХ. Скажем, если доля коммунальных платежей в расходах общего бюджета семьи превысит 22%, то такая семья получит субсидию.


Другие материалы по теме: