«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова пишет: «Омега Групп» ищет инвестора»

25 ноября 2005 (11:00)

Вчера руководство «Омега Групп» сообщило «Ъ» о возможной продаже одного из своих бизнесов, связанного с дистрибуцией алкогольной продукции. В настоящее время компания ведет переговоры с потенциальным покупателем — одной из европейских компаний. Эксперты отмечают, что укрупнение бизнеса на алкогольном рынке становится тенденцией и связано с изменением правил работы дистрибуторов с 1 января 2006 года.

Как сообщил «Ъ» генеральный директор компании ООО «Омега Спиритс» (входит в «Омега Групп») Кирилл Шлаен, компания начала переговоры «об участии в бизнесе холдинга иностранного инвестора». «Это решение обусловлено изменениями конъюнктуры алкогольного рынка РФ в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и экспансией международных торговых сетей на российский рынок. С появлением иностранного партнера наша компания рассчитывает привлечь дополнительные финансовые ресурсы и укрепить взаимоотношения с крупнейшими международными производителями алкогольной продукции», — рассказал господин Шлаен. При этом в «Омега Групп» отметили, что сделка состоится только в том случае, если руководство группы устроят стоимость и условия продажи. Но назвать потенциального покупателя в компании отказались, как и о подробностях переговоров. Между тем, по оценкам экспертов, если «Омега Групп» продаст указанный бизнес вместе с имущественным комплексом и клиентской базой сумма сделки может составить не менее $10 млн.

«Ъ» «Омега Групп» создана в 1995 году. Компания является крупнейшим дистрибутором алкогольной продукции в УрФО как отечественного, так и зарубежного производства. Контрольный пакет акций принадлежит уральскому предпринимателю Олегу Флеганову. В составе группы — компании «Омега Спиритс», «Омега Опт», «Омега Бир», «Омега Инкорпорэйтэд», «Омега Групп НТ» (филиал в Нижнем Тагиле), «Омега Групп Сибирь» (филиал в Тюмени), сеть алкомаркетов «Магнум». По данным ЗАО «Сэком» (конкуренты «Омега Групп»), по итогам первого полугодия 2005 года доля оптовых продаж алкогольной продукции в свердловской области «Омега Спиритс» составила 7,4%, «Омега-Опт» — 5,1%, «Омега Инкорпорэйтэд» — 3,2%. Для сравнения — доля «Инвина» 11, 7%, «Сэком» — 5,1%. Товарный портфель компании включает в себя продукцию международных групп Allied Domecq, Pernod Ricard, Campari, Bacardi-Martini, Moet & Chandon, Veuve Clicquot, Hennessy, Remy Martin, Johnnie Walker, Jack Daniel`s, Finlandia, Absolut и других.

Участники уральского рынка алкогольной продукции не исключают, что потенциальным инвестором «Омега Групп» могут стать три европейских игрока: немецкий ритейлер Metro Cash & Carry, специализирующийся на мелкооптовой рознице, группа Bacardi-Martini и Pernod Ricard. В пользу версии про Metro говорит тот факт, что ритейлер сейчас проводит масштабную экспансию в Уральский регион, поэтому для компании было бы выгодным приобретение крупного местного дистрибутора алкогольной продукции, чтобы обеспечить торговые точки широким ассортиментом продукции. Впрочем, в «Metro Cash & Carry», Россия, как и в Pernod Ricard, отрицают свой интерес к екатеринбургскому дистрибутору.

Что касается Bacardi-Martini, то, по сведениям источников «Ъ», представители компании на прошлой неделе встречались с членами совета директоров «Омега Групп». Однако PR-менеджер компании ООО «Бевериджиз энд Трейдинг» (официальный дистрибутор группы Bacardi-Martini в России) Илона Исупова опровергла эти предположения: «Насколько мне известно, никаких переговоров представители Bacardi-Martini с руководством «Омега Групп» не ведут». Насколько привлекательной покупкой для Bacardi-Martini могла бы стать «Омега Групп» госпожа Исупова затруднилась ответить.

Эксперты, в свою очередь, указывают на то, что сделка, если она состоится, будет беспрецедентной для уральского алкогольного рынка. Так, руководитель уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации Дмитрий Таф сообщил: «В настоящее время в Уральском регионе работают в основном локальные дистрибуторы алкогольной продукции. Дело в том, что до сих пор федеральным компаниям иметь собственную дистрибуторскую сеть по всей стране было не всегда экономически эффективно. Это связано с проблемами управления большим числом филиалов». Впрочем, отметил он, в настоящее время уже наметилась тенденция по укрупнению дистрибуторов алкогольной продукции.

Его поддержал и аналитик ИК «Уралсиб» Марат Ибрагимов: «Это связано с тем, что крупные производители алкогольной продукции, как отечественные и зарубежные, в последнее время активно занялись реформацией своей дистрибуторской сети и отдают предпочтение наиболее крупным партнерам. Поэтому для «Омега Групп» продажа части своего бизнеса в настоящее время актуальна». А заместитель директора ЗАО «Сэком» (екатеринбургский дистрибутор алкогольной продукции) Дмитрий Троицкий считает: «В настоящее время на российском рынке дистрибуции алкоголя нет ни одного крупного игрока, доля которого была бы 15%. В условиях жесткой конкуренции не исключена консолидация бизнеса». А менеджер по развитию бизнеса на Урале «Русской виноводочной компании» Денис Инкин считает: «В связи с изменением законодательства с 1 января 2006 года рынок алкогольной промышленности и алкогольной дистрибуции ждут большие изменения (с 1 января 2006 года будут ликвидированы региональные акцизные склады, что позволит торговым сетям, минуя дистрибуторов, закупать товар напрямую у производителей. — «Ъ»). В такой ситуации предприятия будут уходить с рынка, укрупняться, поглощаться друг другом. Иначе им не удастся сохранить свою рентабельность, а в убыток никто работать не будет». Он также не исключил, что в ближайшее время можно ожидать объявлений о продаже бизнеса и других уральских дистрибуторов алкогольной продукции.

Также, как отмечают участники уральского рынка, в последнее время руководству «Омега Групп» интересен ресторанный бизнес. И, возможно, оно холдинга решило сосредоточиться именно на нем. В настоящее время в Екатеринбурге работают три заведения, принадлежащие компании, и готовится к открытию еще несколько ресторанов.


Другие материалы по теме: