Илья Марков: Наша задача — обеспечить финансовые услуги каждой семье

30 ноября 2005 (14:00)

управляющий банка «Драгоценности Урала» Илья МарковНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» отвечает управляющий банка «Драгоценности Урала» Илья Марков.

— Илья Владимирович, Вы не так давно стали управляющим. Каких финансовых результатов удалось достигнуть банку к этому моменту?

— По состоянию на 1 ноября 2005 года валюта баланса банка составила более 5,6 млрд. рублей. Увеличение данного показателя за 10 месяцев 2005 года составило более чем 2 миллиарда рублей.

На протяжении 2005 года наблюдается рост всех основных экономических показателей банка. Так, количество текущих расчетных счетов клиентов юридических лиц увеличилось на 28%, объем средств на счетах корпоративных клиентов вырос на 51%, в результате чего общий объем составил более 600 миллионов рублей.

Одним из основных направлений деятельности банка является развитие программ потребительского кредитования, что сообразуется с философией банка «Драгоценности Урала»: мы считаем себя, в первую очередь, семейным банком, кредитной организацией, которая предоставляет свои услуги людям, помогает им в ежедневной жизни.

В этой сфере нам также удалось добиться определенных успехов, в первую очередь — благодаря активной, и иногда даже агрессивной политике. Кредитный портфель по потребительскому кредитованию увеличился с начала года более чем на 38% и составил порядка 1,4 млрд. рублей. По данному инструменту кредитования банк уверенно входит в пятерку крупнейших кредитных организаций Свердловской области.

Я считаю, что в дальнейшем мы будем еще более активизировать работу в потребительском секторе, делая ставку, прежде всего, на высокотехнологичные продукты. Будущее в этой сфере принадлежит пластиковым картам, поэтому мы активно будем развивать линейку продуктов, связанную с предоставлением различных услуг по ним. Среди приоритетных направлений нашей работы — внедрение системы кредитных карт, а также развитие платежной системы, которая бы позволяла нашему клиенту с помощью карты и банкомата осуществлять практически все необходимые ему постоянные платежи, в том числе — за квартиру, за детский сад, за обучение, за пользование различными видами связи, за страхование и тому подобное.

Наша задача — обеспечить удобные финансовые услуги каждому, каждой семье. Для этого мы сейчас активно развиваем такое направление как «интернет-банк» для физических лиц. Данная услуга упростит проведение постоянных платежей, позволит пользователю проводить их с домашнего компьютера 24 часа в сутки. Нашим клиентам это позволит больше времени проводить со своей семьей, родными, близкими и не тратить время на посещение банка.

Другим приоритетом для нас становится кредитование малого и среднего бизнеса. Банк запустил соответствующую программу «Деловой сезон», в ходе реализации которой мы намерены очень плотно сотрудничать с ассоциациями и самими представителями малого бизнеса. Не секрет, что одной из основных проблем, с которой сталкиваются банки при кредитовании этого сектора экономики, является непрозрачность заемщика, сложность в определении его платежеспособности. Решить эту проблему нам и помогает именно сотрудничество с малым бизнесом. Они выступают определенным гарантом надежности клиента.

Сейчас кредиты по этой программе уже успешно выдаются, и мы намерены продвигать свои кредитные продукты по всей территории присутствия банка «Драгоценности Урала», помогая развиваться среднему и малому бизнесу.

—Каковы планы банка по развитию карточных систем? Входит ли в планы «Драгоценностей Урала» отказ от дебетных карт в пользу овердрафтных и кредитных?

— Сейчас мы практически полностью отказываемся от дебетных карт. У нас уже есть технологическая возможность по предоставлению овердрафта на все наши карточные продукты, в ближайшее время она будет реализована на практике. Пока же подобную услугу мы вводим в рамках зарплатных проектов. Сотрудники предприятий, получающие зарплату на наши карты, получают возможность пользоваться краткосрочным кредитом в размере, согласованным с руководством этих предприятий. Как правило, это размер месячного заработка сотрудника, иногда - больше. В любой момент, если нашему клиенту не хватает имеющейся у него суммы, он может воспользоваться краткосрочным займом.

Кроме того, мы вывели на рынок такую услугу как «предоплаченная карта». Она представляет собой пластиковую карту, на которую начислена сумма кредита. Человеку, при получении кредита на карту нет необходимости получать наличные деньги через кассу банка и идти с ними по улице, либо ехать в общественном транспорте, деньги можно получить в любое время через банкоматы и POS-терминалы Банка без комиссий, оплатить покупки в торгово-сервисных предприятиях. Сейчас, на переходном этапе мы будем предлагать две услуги: хотите - воспользуйтесь экспресс-кредитом на карту, хотите — получите простой кредит наличными деньгами. Но карта, на наш взгляд, и быстрее и удобнее, кроме того, вы не сможете потерять свои деньги. Когда Вам нужно снять с карты часть кредитных денежных средств, Вы заплатите только за эту часть. Если Вы посчитали нужным закрыть кредит по этой карте, Вы можете прийти в любое отделение банка «Драгоценности Урала» и сделать это.

— Как на практике реализуется концепция «Семейного банка», принятая «Драгоценностями Урала»?

— Мы стараемся сделать так, чтобы человек, приходя в офис Банка «Драгоценности Урала», не чувствовал дискомфорта, а ощущал себя уверенно и знал, что ему помогут решить все интересующие вопросы.

Безусловно, мы стараемся создать все условия для создания в банке соответствующей атмосферы. Основополагающим элементом этой работы, конечно же, является подготовка персонала. В банке регулярно проходят тренинги, мы совершенствуем знания и коммуникативные умения своих специалистов, учим людей общаться с нашими клиентами так, чтобы оставалось чувство удовлетворения банком, его услугами и сотрудниками.

Мы стараемся выстраивать уважительные теплые отношения с клиентом. Важно создать ситуацию комфорта, предоставить человеку уверенность в том, что существует кредитная организация, в которую всегда можно обратиться, прийти к специалисту, которого ты уже знаешь в лицо, и который всегда может оказать квалифицированную помощь. Для этого у нас работает справочная служба. Правда, пока она еще не работает в круглосуточном режиме, но в плане дальнейшего развития банка, мы ставим себе определенные задачи, и будем двигаться в этом направлении.

У нас выработан определенный стандарт обслуживания. В каждом отделении есть менеджер, который «заряжен» на общение с клиентом. Его задачи - узнавать потребности и ориентировать каждого посетителя. В ближайшее время мы постараемся улучшить технологию маршрутизации клиентов, когда менеджер реально сможет помочь посетителю банковского офиса распланировать свое время, в случае, если он нуждается в нескольких услугах банка. Например, если необходимо открыть вклад и заплатить по счетам, менеджер подскажет последовательность прохождения, которая сэкономит время клиента.

Таким образом, уделяя внимание нашим клиентам, мы помним и о другой категории — детях, нуждающихся в любви и внимании. С этой целью мы реализуем программу «Праздники детства» совместно с Российским детским фондом, Театром Юного Зрителя, КДЦ «Урал». В кинотеатре «Урал» банк неоднократно проводил показы фильмов, как для детей из детских домов, так и для ветеранов. В середине декабря, например, откроется 5-ая традиционная художественная выставка «Моя семья» с участием Лицея искусств им. Дягилева в одном из наших центральных отделений. Мы стараемся реально стать ближе к людям, оказывать им реальную помощь.

— Расширение филиальной сети банка также преследует цель приближения к клиентам?

— Да, это действительно так. На 1 ноября текущего года у нас было 34 точки предоставления банковских услуг. 4 филиала банка работают в Асбесте, Перми, Тюмени и Кургане. Отделения работают также в Свердловской, Пермской, Тюменской, Курганской областях.

Рост сети продолжается постоянно. Так в ближайшем будущем мы планирует открыть новый офис в Екатеринбурге на ул.Татищева. Там будет представлен наиболее полный спектр услуг. За последние месяцы открыты дополнительные офисы в городах Новоуральск, Пермь, Первоуральск и Шумиха.

Одной из задач по развитию сети является интенсификация и унификация качества обслуживания по всей сети, введение единых корпоративных стандартов. В любой точке, куда бы человек ни пришел, он должен получить абсолютно одинаковый сервис. И мы будем требовать от наших сотрудников безусловного выполнения этих стандартов, для того, чтобы стать привлекательными для клиентов. В этом плане наша цель — быть всегда доступными, комфортными и интересными.

Кроме того, одним из элементов работы с нашей сетью стала реализация программы «Деловой сезон», рассчитанной на юридических лиц. Целью её реализации является привлечение новых клиентов и изучение потребностей клиентов уже существующих. Программа состоит в том, что специалисты головного банка и других территорий, собираются в одном из городов и проводят круглые столы, по проблематике, например, развития взаимоотношений с малым бизнесом, по проблемам розничного бизнеса, различные консультационные семинары, дискуссии. Мы постоянно стремимся к общению с клиентом, получению от него информации, пожеланий с целью создания условий дял взаимовыгодного развития бизнеса клиента и банка.

— При выходе на рынок потребительского кредитования банк «Драгоценности Урала» делал ставку на такой продукт, как кредитование в местах продаж. Изменились ли приоритеты банка? Какие продукты сейчас формируют основу его кредитного портфеля?

— В последнее время наблюдается определенное насыщение рынка кредитования в местах продаж, но о спаде объемов речь не идет, интерес к данному продукту сохраняется. Такой вид кредитования выгоден не только конкретному человеку, семье, которая пришла в торговую точку за покупками, но и самим торговым сетям, потому что появление банковского офиса в магазине автоматически увеличивает его оборот. Рост может составлять от 10 до 300%. Поэтому, безусловно, в точках продаж кредитование будет развиваться.

Что касается будущего этого направления, то оно, несомненно, за пластиковыми картами. Банковский офис в этом случае заменит банкомат или терминал, процесс получения станет быстрее и проще. Если у клиента на счете недостаточно средств на покупку — задействуется «овердрафт».

Еще одним направлением, которое мы активно развиваем, являются автокредиты. Сейчас мы присутствуем практически во всех автосалонах города. Развивая эту услугу недавно мы сократили количество документов для получения кредита, тем самым увеличив его доступность.

Еще один новый продукт, который мы запустим — ипотечное кредитование. В рамках этой программы мы сотрудничаем как с территориальными агентствами ипотечного жилищного кредитования в регионах присутствия нашего банка, так и с финансовой группой «КИТ-финанс». Данный продукт уже пользуется спросом у наших клиентов, особенно активно идет кредитование в городе Пермь, где кредиты идут просто «на расхват».

—Какие сферы развития банковского бизнеса, на Ваш взгляд, будут наиболее перспективными в ближайшем будущем?

— Я считаю, что будущее региональной банковской сферы — за приоритетом розничного бизнеса. Уже сейчас можно отметить, что основой для роста станут два направления: это потребительское кредитование и кредитование малого и среднего бизнеса.

Также будет расти интерес со стороны частных инвесторов к рынку ценных бумаг. Это прежде всего доверительное управление и все услуги с ним связанные. Это очень интересное направление, и оно будет бурно развиваться.

Кроме того, очень быстро и активно будут развиваться лизинг, факторинг. Относительно крупного бизнеса могу сказать следующее: безусловно, крупные кредитные проекты будут сосредоточены в крупных московских и иностранных банках. Но это не говорит о том, что региональные банки будут полностью вытеснены с этого рынка. Экономика растет очень быстрыми темпами, и, с точки зрения управляемости бизнеса, легче и быстрее договариваться с банками, которые находятся рядом, нежели с крупными иностранными банками, которые, как правило, имеют достаточно формальный подход.

Что касается перспектив банковской системы Свердловской области, то я уверен, что в среднесрочной перспективе нам следует ожидать слияний и укрупнений кредитных организаций.


Другие материалы по теме: