«Коммерсант», Вера Степанова, Мария Черкасова пишут: «Трейдеры сбиваются в стаю»

15 декабря 2005 (10:58)

По инициативе Уральской промышленной компании (УПК) была зарегистрирована корпорация металлотрейдеров ООО «Росстилтрейд», в которую вошли десять региональных компаний. Цель объединения — удержаться на плаву за счет снижения закупочных цен у сбытовых подразделений крупнейших металлургических холдингов. Участники рынка говорят, что это не первая попытка консолидации отрасли, однако без развития сервисных центров по дальнейшей обработке закупленной продукции она едва ли принесет результат.

По словам гендиректора УПК Сергея Сотонина, к консолидации трейдеров подтолкнула конкуренция со стороны крупных сетевых металлотрейдеров. В отличие от них небольшие и разрозненные региональные компании с объемами закупок металла до 8 тыс. т в месяц не могут претендовать на дисконты со стороны заводов-изготовителей, которые предоставляют их крупным покупателям. Однако розничные цены мелкие металлоторговцы вынуждены держать на уровне своих конкурентов, что сводит их маржу в лучшем случае к 2-3%. Усложняет жизнь мелким трейдерам и сбытовая политика меткомпаний, которые перешли от оптовой продажи продукции через свои торговые дома к розничной торговле. Так, созданное в этом году группой «Мечел» ООО «Мечел-сервис» уже реализует конечным потребителям около 50% всего стального проката группы.

В «Росстилтрейд» вошли металлотрейдеры с объемом продаж 1-8 тыс. т в месяц. В их числе — московские «Альма» и «Металлес», самарские «Главкомплектстрой» и «Метал-Маркет», «Пермметалл», новосибирская «Техсталь», воронежский «Союзкомплект», Удмуртская промышленная компания и Уральская промышленная компания.

Крупные трейдинговые компании считают консолидацию оправданной мерой. Однако без развития собственных металлосервисных центров она едва ли выведет региональных торговцев на высокий уровень рентабельности. «Сервисные металлоцентры способны увеличить доходность компаний, работающих с маржой 2-3%, в среднем на 10-15%. Однако сейчас мало кто этим занимается», — считает гендиректор ОАО «Инпром» Игорь Коновалов (его компания — лидер среди металлотрейдеров федерального масштаба). Инертность небольших трейдеров можно объяснить высокой стоимостью создания сервисных центров — по оценкам участников рынка, для этого необходимо в среднем $7-10 млн.

Стоит отметить, что создание «Росстилтрейда» не первая попытка объединить усилия участников рынка. Аналогичное объединение ЗАО «Булгар», в которое вошли «Татметалл», «Чувашметалл», «Камснаб» и другие, было создано еще в 2000 году. Аналитики ждут, что консолидация рынка продолжится и в конечном счете на нем не останется небольших самостоятельных компаний: они либо войдут в подобные ассоциации, либо будут поглощены метхолдингами и сетевыми компаниями, которые занимаются расширением мощностей и выходом в новые регионы.


Другие материалы по теме: