Росспиртпром: новая политика государства

Тот факт, что в большинстве случаев оздоровление рынка алкоголя протекает не только безболезненно для производителей, но и зачастую приносит им прямую выгоду, эксперты ставят в заслугу недавно созданному федеральному предприятию Росспиртпром.

Во времена Советского Союза алкогольная промышленность приносила до 23% дохода в бюджет страны. Однако положение изменилось с началом реформ. Как отмечают экономисты, одной из главных ошибок реформаторов стала передача в руки частных предпринимателей права на производство алкоголя. В результате те доходы, которые отрасль приносила в бюджет, стали оседать в карманах частных производителей. Да и многие государственные заводы лишь номинально контролировались государством. В результате исчез один из традиционных источников дохода российского бюджета.

С приходом Владимира Путина правительство России едва ли не первым делом обратило внимание на производство алкоголя. Сегодня эксперты отмечают, что Росспиртпром — яркий пример эффективного государственного менеджмента. О серьезности намерений государства говорит биография главы Росспиртпрома Сергея Зивенко (юрист по образованию, 33 года, в недавнем прошлом — высокопоставленный офицер ФСБ).

Росспиртпром

Федеральное предприятие «Росспиртпром» было создано с целью более эффективного управления находящимися в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ спиртовой и ликеро-водочной промышленности. Через некоторое время после создания Росспиртпрома директора некоторых предприятий, производящих алкоголь, провели в их уставы оговорку, что генеральный директор может быть смещен не менее, чем 2/3 голосов акционеров. Эта поправка появилась в уставах тех предприятий, где государство владеет контрольным пакетом, но не 2/3 акций. Это привело к тому, что владелец контрольного пакета — государство — не может влиять на кадровую политику на предприятиях. В свою очередь, директор, не имея на руках значимого пакета акций, может распоряжаться предприятием по своему усмотрению. Государство такое положение вещей не устраивает, поэтому политика, проводимая Росспиртпромом на начальном этапе, сводилась к созданию механизмов, благодаря которым генерального директора предприятия-производителя можно было сместить простым большинством голосов.

По сути создание Росспиртпрома стало одной из первых попыток управленцев постельцинской эпохи если не восстановить монополию на алкоголь, то сделать предприятия алкогольной промышленности рентабельными и превратить их из кормушки «красных директоров» в статью доходов для федерального бюджета. Пока можно констатировать, что менеджеры Росспиртпрома работают весьма эффективно. Показателен пример со сменой руководства на московском «Кристалле», где новый директор был назначен именно руководством Росспиртпрома. Благодаря этому финансовые потоки на предприятии теперь контролирует государство, причем смена менеджмента не привела к кризису производства, что чрезвычайно актуально для России.

Однако появление организации, курирующей деятельность производителей алкоголя, обрадовало далеко не всех руководителей. Так, до сих пор на нескольких предприятиях до конца не разрешены конфликты между Росспиртпромом и другими акционерами. На ОАО «Брянскспиртпром» в результате борьбы за предприятие оказалось два законно избранных генеральных директора. Новый гендиректор Валерий Храмченков был избран большинством голосов на внеочередном собрании акционеров 17 мая, а для смещения прежнего гендиректора Василия Витенко (по уставу для этого требуется три четверти голосов акционеров) не хватило 17% голосов. В результате Витенко сохранил полномочия руководителя предприятия. И такое положение продлится по крайней мере до 10 июля (на эту дату назначено заседание Совета директоров).

Другой пример — Смоленская область, где Росспиртпром судится с Владимиром Брынцаловым, который купил три предприятия с серьезными нарушениями законодательства. Активность государства в этой ситуации имеет вполне определенную направленность и преследует понятную цель: используя законные механизмы, изменить структуру управления государственными пакетами.

Национализация или оптимизация?

Противники Росспиртпрома зачастую пытаются выдать вмешательство государства в управление компаниями как попытку национализации предприятий с целью монополизации отрасли. В то же время пока что нет никаких признаков агрессивности политики Росспиртпрома на рынке алкоголя (за исключением, пожалуй, возврата государственных предприятий под контроль государства). В своих интервью руководители Росспиртпрома неоднократно отмечали, что любая монополия ведет к снижению качества продукции. Как заявляет генеральный директор Росспиртпрома Сергей Зивенко, политика предприятия сегодня — не национализация отрасли, а сокращение количества производителей. Сделать это необходимо прежде всего потому, что большинство предприятий отрасли на настоящий момент загружены на 30-40%, а государственные органы продолжают выдавать лицензии на организацию частных производств. Мощностей заводов, входящих в Росспиртпром, как признался недавно Сергей Зивенко, достаточно, чтобы с лихвой удовлетворить потребность России в водке.

Защита местных производителей

До недавнего времени изъяны в законодательстве позволяли производителям из национальных республик уходить от ряда налогов и сборов, что ударяло в первую очередь по производстелям из областей. Однако не без участия Росспиртпрома был найден выход из положения: по мнению специалистов, введение акцизных складов и расщепление акциза между производителем и оптовым звеном позволит ликвидировать территориальные монополии. Создание акцизных складов затруднит и торговлю нелегальной водкой. Прежде всего потому, что для организации склада необходимо получить соответствующую лицензию, а на складе будет присутствовать сотрудник налоговых органов. Сыграет свою роль и введение новой акцизной марки. Так, заместитель генерального директора ФГУП «Росспиртпром» Константин Зазирний считает, что период введения новой акцизной марки — это всегда затишье на нелегальном рынке. То есть государству впервые удалось на шаг опередить бутлегеров, выйграть время для укрепления своих позиций на алкогольном рынке.

Свердловская область

На фоне противоречивых отношений Росспиртпрома и предприятий — производителей алкоголя в некоторых регионах Свердловская область выглядит своеобразным островком благополучия.

«Нередки случаи, когда глава области хлопочет за одно предприятие, а полпред за другое, как это случилось в Самаре, — отметил генеральный директор «Росспиртпрома» Сергей Зивенко в интервью УрБК. — Мало того, что они между собой проблему решить не могут, они еще и нас в конфликт втягивают». По мнению С. Зивенко, в Свердловской области разногласия между чиновниками, если они существуют, не влияют на работу Росспиртпрома. Впрочем, пока областные чиновники не пытаются влиять на местных производителей алкоголя. Так, представители и АООТ «Алкона» и АООТ «Екатеринбургский Виншампанкомбинат» заявляют, что их планы согласованы с Росспиртпромом. У уральских производителей есть особый резон сотрудничать с этой организацией. Введение системы акцизных складов, инициированное Росспиртпромом, по мнению экспертов, положительно скажется в первую очередь на предприятиях, входящих в структуру ФГУП «Росспиртпром». Как уже многократно отмечалось, до сих пор местным заводам конкурировать с варягами было крайне сложно: несовершенная налоговая политика в отрасли привела к устойчивому снижению сбыта продукции уральскими производителями.

Таким образом, можно констатировать, что Свердловская область является ярким примером конструктивного взаимодействия Росспиртпрома с региональными предприятиями. Желание государства навести порядок в сфере производства алкогольной продукции вызвало вполне понятный энтузиазм у законопослушных производителей: в последние годы они постоянно обращали внимание властей на проблемы своей отрасли.

Учитывая специфичность отношений руководства Свердловской области с федеральным центром, можно констатировать: такие крупные производители алкогольной продукции, как АООТ «Алкона» и АООТ «Екатеринбургский Виншампанкомбинат», входящие в структуру Росспиртпрома, являют достойный пример конструктивного сотрудничества и взаимопонимания между Москвой и регионами.


Другие материалы по теме: