Из-за кого пострадали VIP-туристы?

11 января 2006 (13:00)

Туристическая фирма «Мир» может потерять свою долю уральского рынка. К этому мог привести срыв сразу трех новогодних туров (в Зальцбург — 28 декабря, в Гоа — 3 января, на Бали – 4 января), организаторами которых выступил «Мир».

Как сообщает пресс-служба турфирмы «Мир», в сентябре 2005 г. турфирма подписала контракт с ЗАО «Авиакомпания «Трансглобал» на обеспечение 5 чартерных рейсов в зимний период 2005-2006 гг. Были определены авиакомпании — фактические эксплуатанты, передающие воздушные суда во фрахт «Трансглобал» для исполнения рейсов, определены маршруты полетов, типы воздушных судов, цены и условия организации перелетов.

28 декабря вечером запланированный борт ТУ-154М авиакомпании «Алроса» по информации «Трансглобал» был заменен на Дуглас-9 малой тоннажности, принадлежащий авиакомпании «Украинские Средиземноморские Авиалинии». Ввиду недостатка времени на решение спорных вопросов турфирма была вынуждена согласиться на такой вариант. В итоге даже этот заявленный вариант не был исполнен, самолет из Украины не получил права на перевозку российских граждан, не прибыл в Екатеринбург 1 января.

В ночь с 3 на 4 января 2006 г. стало известно об еще одной проблеме: отсутствие разрешения на прохождения воздушного пространства Индии для запланированного рейса на Гоа авиакомпании «Алмазы России».

Кроме того, утром 4 января в аэропорт «Кольцово» не прибыл самолет ИЛ-62М авиакомпании «Интеравиа» из Бангкока, на котором должен был осуществляться рейс на остров Бали. «Совместно с другими авиакомпаниями мы постарались разрешить проблему с поиском резервного воздушного судна. Прошли переговоры с ВИМ-Авиа, МЧС, Домодедовскими Авиалиниями, Узбекскими Авиалиниями. Но достичь успеха также не удалось», — отметил директор компании «Мир» Сергей Бузько.

Участники событий и независимые эксперты выдвигают ряд версий относительно причин, приведших к отмене 3-х новогодних чартеров.

Так, Сергей Бузько, выступая на организованной по случаю данного инцидента пресс-конференции, отметил, что не знает истинных причин произошедших событий. В то же время компания «Трансглобал» выразила свою официальную позицию по данному вопросу в официальном заявлении, распространенном от имени генерального директора авиакомпании Михаила Чурканова.

По его словам, авиакомпания «Трансглобал» полностью выполнила обязательства по договору с турфирмой «Мир». Самолеты для перевозки пассажиров в Зальцбург, на Гоа и Бали были предоставлены и находились в аэропорту «Кольцово». Однако турфирма «Мир» не произвела своевременную оплату перелета (была произведена только предоплата), в связи с чем было принято решение об отмене этих рейсов.

«После 20 января все издержки от простоя воздушных судов будут подсчитаны и предъявлены туристической фирме «Мир». Кроме того, авиакомпания возвратит турфирме предоплату за отмененные рейсы, и уже она будет рассчитываться с туристами. Согласно договору, авиакомпания не отвечает перед туристами за невыполненные обязательства, все издержки лежат на турфирме. Также авиакомпания не выполняет рейсы в кредит», – заявил Михаил Чурканов.

Следует отметить, что Сергей Бузьков отверг обвинения в невыплате средств. По его словам, оплат за проведение рейсов была осуществлен фирмой «Мир» в полном объеме и в срок, о чем у него имеются подтверждающие документы, предоставленные банком «Северная Казна».

Согласно другой версии, срыв новогодних рейсов, во многом, был обусловлен выбором перевозчика. Известно, что на уральском рынке туристических услуг компания «Мир» позиционируется в качестве фирмы, нацеленной на обслуживание аудитории VIP-класса. Именно к этой ценовой категории относились и сорванные новогодние туры в Зальцбург, Бали и Гоа.

В то же время, в силу ряда причин, которые, возможно, могли носить экономический характер, в качестве чартерного перевозчика для осуществления данных рейсов компания «Мир» привлекла компанию «Трансглобал», традиционно относимую рядом экспертов к перевозчикам «третьего эшелона». Согласно данным, размещенным на официальном сайте компании «Трансглобал», основным направлением её работы являются грузовые и почтовые перевозки, а авиапарк ограничивается 7-ю самолетами, из которых чартерные перевозки пассажиров на большие расстояния могут осуществлять только 4. Впрочем, следует отметить, что авиарейсы по заказу фирмы «Мир» «Трансглобал» собиралась выполнять не на собственных воздушных судах, а на самолетах других авиакомпаний – «Украинско-Средиземноморских авиалиний» и «Алмазы России». Именно самолетам этих компаний, согласно официальному заявлению «Мира», было отказано в прием авиапортами Индии и Австрии.

По мнению экспертов в области туристического бизнеса, вполне объяснимо, что столь небольшая компания, не располагающая собственными ресурсами в критической ситуации не смогла обеспечить своих клиентов запасными самолетами и оперативно разрешить ситуацию с приемом самолетов в зарубежных авиапортах. Однако вызывает удивление, что туроператор, позиционирующий себя в качестве работающего c VIP-аудиторией, доверил организацию чартерных перевозок небольшой авиакомпании, которая, кроме всего прочего, по словам представителей ряда экспертов в области авиаперевозок, не отличается безупречной деловой репутацией. Отметим, что, по словам самого Сергея Бузько, главным фактором, определившим выбор перевозчика, для него был личный опыт работы с «Трансглобалом», который уже осуществлял рейсы для «Мира» и до сих пор выполнял взятые на себя обязательства. Между тем, эксперты не исключают, что реальной причиной заключения контракта с данным авиаброкером могло стать стремление турфирмы сэкономить на перелете, так как известно, что крупные перевозчики зачастую поднимают цены на свои услуги в новогодний период.

Впрочем, екатеринбургскими туроператорами выдвигается и иная версия срыва новогодних туров «Мира». Известно, что 2004 год ознаменовался массовым выходом на уральский рынок крупных московских и петербургских операторов, практически вытеснивших или перекупивших местных игроков туристического рынка. Фирма «Мир» оставалась одним из последних крупных независимых региональных туроператоров, существующим, в первую очередь, за счет организации туров, рассчитанных на обеспеченных людей. Ряд экспертов не исключают, что срыв новогодних чартеров «Мира» мог быть своеобразной акцией конкурентов, направленных на вытеснение компании с туристического рынка. В этой связи отдельные эксперты не исключают возможности существования определенного «сговора. Впрочем Сергей Бузько категорически отвергает подобную возможность.

Как бы то ни было, итогом срыва вылета трех новогодних чартеров из аэропорта «Кольцово» может стать очередной передел туристического рынка Урала, на этот раз – его верхнего ценового сегмента. По словам Сергея Бузько, сумма прямых финансовых потерь его компании измеряется сотнями тысяч долларов, репутационные издержки могут оказаться еще более внушительными и привести к размыванию клиентской базы компании, прежде всего — в пользу крупных федеральных туроператоров.


Другие материалы по теме: