«Коммерсантъ», Вячеслав Суханов пишет: «СвЖД предъявила пермским властям повышение тарифа, не получив компенсации из регионального бюджета»

12 января 2006 (10:58)

Как стало известно «Ъ», Свердловская железная дорога (СвЖД) предложила администрации Прикамья повысить с 15 января тарифы на пригородные перевозки на 25%. Ранее областные власти отказались компенсировать за счет бюджета пассажирские пригородные перевозки, так как СвЖД не смогла убедить чиновников в реальности убытков, которые по итогам 2005 года сейчас оцениваются в 157 млн рублей. Региональные власти готовы согласиться на повышение тарифов, однако попросили железнодорожников «проработать этот вопрос более тщательно».

Как сообщили «Ъ» в областном транспортном комитете, на днях СвЖД предложила согласовать областным чиновникам новый тариф на пригородные перевозки в Прикамье. Согласно данным обладминистрации, железнодорожники предложили повысить с 15 января тарифы в среднем на 25% (в зависимости от километрового диапазона — на 17-40%). Как сообщил «Ъ» председатель комитета Иван Дизер, областные власти готовы поддержать инициативу железнодорожников. По его мнению это повышение поможет СвЖД компенсировать выпадающие доходы, которые дорога получала из областного бюджета до 2006 года. В комитете «Ъ» сообщили, что СвЖД предоставила информацию об убытках за 2005 год от деятельности прикамских «электричек» в объеме 157,5 млн рублей, из них убыток в размере в 97,5 млн рублей образовался из-за перевозок пассажиров, за которые, по мнению железнодорожников, несет ответственность краевая власть.

В бюджете региона на 2006 год впервые с конца 1990-х годов не оказалось средств на компенсацию убытков Свердловской железной дороге, которые она несет при организации пригородных перевозок. В последние годы на эти цели обладминистрация закладывала в бюджете стандартную сумму для железнодорожников — 45 млн рублей. В обладминистрации свой отказ компенсировать убытки мотивировали тем, что дорога не смогла убедить чиновников в реальности убытков.

В СвЖД надеялись, что в течение года краевой бюджет будет пересмотрен, и в нем все же найдутся средства для железнодорожников. Однако, судя по всему, СвЖД решила погасить свои убытки с помощью тарифного регулирования. Источник в пермском отделении СвЖД сообщил «Ъ», что предложение о повышении «безусловно связано с выпавшими доходами». По его данным, в СвЖД не планировали в январе такого повышения тарифа. Тем не менее, по данным «Ъ», в СвЖД рассчитывают достичь с обладминистрацией некоего компромисса, который позволил бы не проводить серьезного повышения тарифа и сохранял бы областные дотации. На встрече губернатора края Олега Чиркунова и начальника дороги Шевкета Шайдуллина в конце прошлого года последний предложил властям региона компенсировать перевозки на так называемых малодеятельных линиях, таких как Чусовская — Кын, Комарихинская — Уралнефть и других. Цена вопроса, по словам господина Шайдуллина, составляет около 36 млн рублей ежегодно.

Вчера проблема компенсации социальных перевозок была затронута на совещании с участием Олега Чиркунова и Шевкета Шайдуллина. «Железная дорога оказалась в Пермской области в неравных условиях с автобусными перевозчиками. Там владельцы льготных проездных ездят бесплатно, а у нас еще должны доплатить 50% от стоимости поездки. Это отпугивает пассажиров, лишает их конституционного права на передвижение», — пожаловался господин Шайдуллин. Однако Олег Чиркунов с этим не согласился и раздраженно заявил, что железнодорожники недостаточно разобрались в системе льгот в Прикамье. «Монетизация для того и проводилась, чтобы уменьшить количество льготных пассажиров, и мы со своей задачей справились. Каждый должен разбираться в своей теме, нам надо говорить на одном языке!», — заявил губернатор края и со словами «совещание закончено» вышел из зала.

После этого обсуждение продолжилось на заседании рабочей группы с участием представителей дороги и региональных чиновников. Как сообщил «Ъ» Иван Дизер, принципиальная договоренность по компенсациям пока не была достигнута. «Одним из вариантов разрешения проблемы может стать сокращение убыточных маршрутов по согласованию с нами. Если мы не согласимся с их ликвидацией, то будем компенсировать перевозки по этим конкретным маршрутам, — пояснил чиновник. — Мы попросили железнодорожников еще раз просчитать повышение тарифа и более подробно проработать этот вопрос».


Другие материалы по теме: