«Вечерний Екатеринбург», Евгений Сусоров пишет: «Губит людей не пиво. Губит людей недобросовестная и нарушающая все границы реклама алкоголя»

17 января 2006 (11:00)

Реклама, как известно, двигатель торговли, но и для этого двигателя есть свои правила работы. Об этом вчера напомнили журналистам руководители областного Управления федеральной антимонопольной службы на специально организованной пресс-конференции. Ирония судьбы заключается в том, что работники СМИ имеют к этой теме самое прямое отношение: именно в газетах, на теле- и радиоканалах иной раз проскальзывает реклама алкоголя, табака и азартных игр, которая, как известно, законом ограничена в определённых рамках.

Разумеется, некорректно было бы утверждать, что газеты и телевидение — главные нарушители антимонопольного законодательства. По словам начальника отдела контроля рекламного законодательства Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Людмилы Смирнягиной, после ряда неприятных инцидентов газетчики-то как раз сделали правильные выводы, а вот фирмы, выпускающие наружную рекламу, предупреждениям внимают неохотно. Только за 2005 год УФАС по Свердловской области выявлено 519 фактов нарушений в этой области, возбуждено 137 дел, из них 10 — касающихся алкогольной рекламы. Общая сумма выписанных штрафов составила 446 500 рублей. А ведь дальше будет всё гораздо суровее: с 25 января 2006 года вступают в силу изменения в Федеральном законе «О рекламе», касающиеся не только пиво-водочного пиара, но и рекламы фирм, делающих деньги на азартных играх или пари. В частности, в такой рекламе будет запрещено использовать образы несовершеннолетних и утверждать, что выигрыш гарантирован. Взяться за этот бизнес антимонопольщиков побудили неслыханные масштабы распространения всяческих лотерей и розыгрышей — они сегодня проводятся чуть ли не в каждом магазине.

Надо сказать, что компании-производители и рекламные фирмы в погоне за прибылью иной раз идут на очень хитрые ходы: например, умудряются «раскручивать» вино известной марки через рекламу обычной питьевой воды. Принцип простой: берётся известная этикетка, вызывающая в подсознании образ алкогольного напитка, клеится на бутылку с водой, а слово «вино» или «водка» заменяется словом «вода». Не придерёшься? Увы, похоже, халява кончилась: этот финт контролёры УФАС отныне будут расценивать как скрытую рекламу, мало того — недобросовестную. Впрочем, и производителей зелёного змия чисто по-человечески понять можно: после ужесточения законов о рекламе и о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции напитки крепче 15% могут рекламироваться только в местах их реализации, плюс должна соблюдаться так называемая 100-метровая зона удалённости рекламного щита от образовательных, медицинских и культурных учреждений. Кроме того, рекламы алкоголя не должно быть на первых и последних страницах журналов - именно этот пункт в прошлом году нарушил журнал «Premiere», специализировавшийся на кинорецензиях.

Неверно было бы считать, что специалисты УФАС сбиваются с ног, пытаясь отследить и разоблачить нарушения в рекламном законодательстве, а обыватели сидят сложа руки и ждут, чем закончится битва гигантов. Как сообщила на пресс-конференции и. о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяна Колотова, нередко с жалобами обращаются и сами потребители: за прошлый год УФАС рассмотрела 150 жалоб от граждан на незаконную алкогольную, да и просто неэтичную рекламу, а также на то, что в рекламе нет ссылок на необходимость лицензирования и сертификации товара. Видимо, потребитель окончательно устал от вала «лучших в мире шампуней», «отличных вкусов—отличных начал» и прочего медиашума, которым с утра до вечера насилуют его измученное сознание, и решил дать сдачи.

комментарий

Дороже товар — больше риски

И. о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяна Колотова:

— В 2006 году будет усилена работа с заявлениями граждан и юридических лиц, в том числе и конкурентов фирм-нарушителей. Появятся и новые направления — например, контроль за рекламой услуг долевого жилищного строительства, а также финансовых услуг. На рынке жилья крутятся очень большие деньги, и потребитель, соблазнившись на недобросовестную рекламу, может очень много потерять, а нам не хотелось бы это допустить.


Другие материалы по теме: