«Уральский рабочий», Виктор Клочков пишет: «Оранжевая революция на дорогах»

17 января 2006 (10:54)

Универсальное объяснение для всех нововведений — это их общественная польза. И ставропольский губернатор Александр Черногоров, руководитель рабочей группы Госсовета России по вопросам безопасности дорожного движения, обозначил рост ДТП ни много ни мало как «угрозу государственным интересам Российской Федерации».

И действительно, цифры, которые приводит А. Черногоров, впечатляют. «Более трехсот тысяч погибших на дорогах за последние десять лет — иначе говоря, целый город. 34,5 тысячи смертей в 2004 году, — негодует губернатор. — И это в основном мужское, трудоспособное, активное население. При этом на одного погибшего приходится 8—10 раненых, получивших увечность и инвалидность. Социально-экономический ущерб только за этот год — более трехсот миллиардов рублей».

Но складывается впечатление, что бороться за безопасность движения будут главным образом через попытку заставить российских водителей ездить так же, как в Европе. Для чего с этого года вводятся новые Правила дорожного движения (ПДД). «Такие же правила действуют в Европе, и уровень безопасности на дорогах там намного выше», — поясняет начальник отдела научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Тарасенков.

Одной из первоочередных мер, приближающей к европейским стандартам, станет запрет эксплуатации автомобилей, у которых указатели поворота красного цвета. Это касается легковых машин США и Японии, а также в какой-то степени Канады. И ошибаются те, кто думает, что таких автомобилей в России немного.

Кстати, в это число попадает столь популярный у россиян Ford Focus, но американской сборки. Красный свет может зажечься для 12% российского автопарка. Правда, утешают эксперты, не у всех у них нестандартные фары. Пострадают в основном авто, приобретаемые физическими лицами. И понятно, что львиную долю здесь составляют подержанные автомобили. Это ежегодно примерно 150 тысяч американских автомашин и 300 тысяч японских. Но вот сколько из этих почти полумиллиона автомобилей оснащены нестандартными фарами, специалисты оценить затрудняются.

Переоборудоваться в соответствии с новыми правилами будет очень непросто. Прежде всего потому, что, как объясняет аналитик группы компаний «Рольф» Валерий Тараканов, «большинство подержанных авто не имеют европейских аналогов, поэтому просто купить другие задние фонари и поменять их на машине не получится».

«Дешевле» всего эта операция обойдется для американского Focus, где-то под тысячу долларов. Но это только для первых счастливчиков. Потому как такого огромного количества оранжевых фонарей на всех несчастных владельцев таких автомобилей на российском рынке попросту нет. Так что припоздавшим придется переплачивать.

Еще хуже ситуация у владельцев «японок». Дело в том, что, как говорят, к примеру, российские торговцы японскими моделями Infiniti, «на многих автомобилях фары, обозначающие стоп-сигнал, объединены в один блок с указателем поворота. Поэтому придется специально заказывать их у производителей». И в целом все это обойдется в четыре тысячи долларов.

При этом не приводится результатов каких-либо серьезных исследований на тему, сколько аварий произошло по вине красных фонарей и насколько их станет меньше, если цвет фонарей изменится. Как, впрочем, не объясняется и то, почему эти самые красные фонари не повышают аварийность на американских и японских дорогах.

Впрочем, о безопасности; тут и речи нет. Как следует из объяснений уже упоминавшегося В. Тарасенкова, «запрет на эксплуатацию автомобилей с указателями поворотов красного цвета лишь привел наши ПДД в соответствие с европейскими нормами». Но почему за это должны платить российские автолюбители, да еще так много?!

Видимо, того же порядка требование держать в автомобиле специальное кресло для перевозки детей до 12 лет. А дети сейчас нестандартные пошли и имеют привычку увеличиваться ежегодно как в росте, так и в весе и не всегда предписанными темпами. И как бы не пришлось регулярно обновлять вместе с одеждой и детское сиденье.

В ГИБДД, успокаивают, что, мол, в ПДД, кроме наличия детского сиденья, пишется еще об «иных средствах» для перевозки детей. Но умалчивают о том, что определять это будет исключительно инспектор на трассе.

Что говорить, коли новые ПДД не были напечатаны в достаточных количествах к 1 января 2006 года, а новые дорожные знаки — и вовсе не появились до сих пор. Но тем не менее штрафовать по-новому принялись чуть ли не сразу после звона кремлевских курантов в новогоднюю ночь.

Но вот тот же ставропольский губернатор А. Черногоров, говоря о достижениях Запада; в области борьбы с ДТП, начинает все-таки не с больших штрафов за несоблюдение ПДД. «Если к дорогам подходить с таким же вниманием, может быть, тогда все эти вопросы о безопасности не были бы столь наболевшими», — отмечает он.

Другой бич наших дорог — это размножающиеся в прогрессии машины с «мигалками». Мало того, что «крутые» частенько гибнут сами, но ведь чуть не каждое появление их на дорогах создает аварийную ситуацию. И сколько стоит «езда без правил», это тоже ни для кого не секрет.

Как-то стыдливо умалчивается о том, что отечественные легковушки не оснащаются основным, что помогает выжить при аварии, — подушками безопасности. Тогда как подержанные иномарки даже с красными фонарями имеют их в обязательном порядке. Но если вместо красных фонарей взяться за автомобили без подушек безопасности, то можно получить в ответ такие акции протеста, что мало не покажется. Тем более что есть уже печальный опыт запрета в прошлом году движения по России машин с правым рулем — и тоже по соображениям безопасности. Но когда автомобильные «правые» перетянули общественное мнение на свою сторону, то о безопасности движения уже не вспоминали.

Похоже, в случае с запретом автомобилей с красным фонарем расчет на то, что армия их владельцев не столь многочисленна, как собственников праворульных иномарок. И можно красиво отчитаться по федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», не влезая в ситуацию с плохими дорогами и не ссорясь с любителями «мигалок», что сулит одни неприятности.


Другие материалы по теме: