«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Холодная война» или штатная ситуация?»

25 января 2006 (10:50)

Как же сильно мы продвинулись в коммуникативной сфере! Припомните, было ли, чтоб о наступлении «чрезвычайных» холодов нас предупреждали за неделю, а то и две — как это случилось нынче? Обычно зима заставала, говаривал в своё время один советский писатель-деревенщик, крестьянина врасплох. А тут — оповещения через СМИ; вести с арктических фронтов; сводки антициклонических окружений; призывы оклеивать окна; и даже бомбоубежища, говорят, готовились принять замерзающих...

Но давайте всё-таки выясним, что происходит: грянула «холодная отечественная война», о часе «X» которой нас сумели-таки упредить, или это всего лишь весьма вероятная для России ситуация? Если взвесить здраво — аномалия, но не такая уж аномальная. Как в анекдоте говорили: «Ну ужас. Но не «ужас, ужас!!!». На несколько градусов холоднее обычных уральских морозов. На несколько дней дольше. Уральский рекорд, если мне память не изменяет, был достигнут при жизни нынешнего поколения уральцев, в 1978 году, — минус 47. Вот то был мороз...

Почему же тогда мы наблюдаем едва ли не массовый героизм бросающихся на ледяные доты коммунальщиков и энергетиков, эмчеэсников и газовиков, чиновников и прокуроров? Не есть ли их героизм следствие и отражение головотяпства и халатности?

Первым, мы знаем, пал пос. Елецкий -близ границы Заполярья. Как выяснилось впоследствии, не оказалось там по какой-то причине (как говорили в другом анекдоте, «один шар я потерял, а два куда-то делись») резервного генератора стоимостью 500 тыс. рублей. Когда упала опора линии электропередач, жители посёлка оказалась в смертельной опасности. В результате на устранение аварии потратят более 20 млн. (!) рублей, не считая затрат на эвакуацию жителей посёлка в Воркуту.

Затем были заморожены селение Усолье-Сибирское Иркутской области, пос. Балей Читинской, обесточивались районы Алтая, Волгоградской области. Трубопроводы рвались в Бурятии, Самаре, Саратовской области; под Москвой — в Томилино, Орехово-Зуевском районе, Подольске, да и в самой столице, на Рязанском проспекте, — тоже.

Не стала исключением и Свердловская область. Из-за аварий на трубопроводах и взрывов котельных, отключений электроэнергии etc люди мёрзнут в Ивделе, Полевском, Новолялинском районе, пос. Белоярском и др. Произошли аварии в Тавде, Первоуральске, Североуральске. Абсолютный рекорд «катастрофности» поставил Каменск-Уральский: после глобальной аварии теплосистемы города в квартире каждого шестого каменца температура опустилась ниже нулевой отметки. А это значит — город остался с десятками километров порванных труб горячего и холодного водоснабжения, канализации... и городу предстоят ещё многие месяцы устранения последствия катастрофы.

А всё началось, как сообщают, с относительно незначительной аварии в энергосистеме. Но запаса прочности у коммунальной системы не оказалось никакого. Как так могло получиться? Думается, из-за благодушия, успокоенности, отсутствия требовательности. Несколько лет высокие чиновники исключительно по политическим мотивам, не желая признать очевидное лидерство областного центра, твердили, что лучший город региона — конечно, Каменск-Уральский. Любой успех воспевался без меры, недостатки же и проблемы — замалчивались. И, похоже, городское руководство и впрямь поверило, что у них всё хорошо.

Но суровая стихия расставила объективные оценки. Власть и коммунальщики работают хорошо там, где аварий не случилось и героизм не понадобился.

В частности, как в Екатеринбурге неугомонная репортёрская стая ни пыталась найти «саспенс», ничего серьёзнее вставшего на полчаса трамвая или перегрузки трансформатора в окраинном поселке найти не удалось. Прогремевший по всей стране субботний взрыв газа, как выяснилось, имел причиной халатность дебиловатых квартиросъемщиков.

Вместо героизма — тихая, систематическая работа. Минувшим летом на магистральных, внутриквартальных и внутридомовых сетях заменили в 2,5 раза больше труб, чем, скажем, в 2004 году. Можно вспомнить реализованную ранее сложную программу теплоснабжения «проблемного» Градмаша.

По прогнозам синоптиков, пик холодов-2006 пройден. Однако версия о скором глобальном потеплении (кое-кто, видимо, на него и рассчитывал) потеряла в популярности. Сценарий фильма «Послезавтра» тоже вероятен. И хороший коммунальщик всегда готовится к худшему.


Другие материалы по теме: