Начальник отдела пластиковых карт ОАО «Меткомбанк» Александр Пешин: Торговые предприятия постепенно осознают тот факт, что обслуживание банковских карт в их точках становится конкурентным преимуществом

30 января 2006 (14:00)

«Что должно произойти, чтобы в России пластиковые карты стали так же популярны как на Западе», — рассказал УрБК начальник отдела пластиковых карт ОАО «Меткомбанк» Александр Пешин.

«Перед тем как говорить о выгоде населению и правовых нормах, стоит посмотреть правде в глаза: в нашей стране подавляющее число используемых населением карт — карты международных платежных систем. Соответственно и правила, и финансовые условия использования этих карт находятся вне сферы влияния какой-то отдельной страны, в том числе нашей. Но держателя банковской карты международной платежной системы VISA или MasterCard это не должно заботить – при оплате банковской картой товаров или услуг никакой комиссии он не платит! Комиссию платит владелец магазина», — пояснил А. Пешин.

«Вообще главное отличие Российского рынка пластиковых карт от Западного заключается в том, что в США, например, пластиковые карточки изначально создавались как средство безналичных расчетов, как средство, помогающее торговле обслуживать своих постоянных клиентов. Фраза «запишите на мой счет» со стороны постоянного клиента очень давно начала восприниматься американскими продавцами нормально, т.к. были экономические и юридические условия (буквально перешедшие в менталитет американских граждан), вселяющие в работников сферы торговли и услуг уверенность, что клиент оплатит свои покупки. Таким образом, финансовый инструмент, позволивший торговцам отказаться от ведения записей, кто из клиентов сколько должен, пришелся весьма кстати. В нашей стране банковские карты начали внедряться как способ выплаты зарплаты сотрудникам предприятий, поэтому изначально довольно слабо были связаны с безналичными расчетами в торгово-сервисных предприятиях. Выполнялась другая цель — обеспечить держателя банковской карты возможностью получить наличные», — отметил А. Пешин.

«То, что теперь правительство начинает обращать внимание на результаты этой диспропорции не может не радовать. Отечественная торговля изначально не была заинтересована в том, чтобы бороться за клиента с банковской картой. Ведь если клиент собрался сделать покупку в каком-то конкретном магазине, то, в крайнем случае, он сходит к банкомату и получит наличные. У торговцев не было опасений, что клиент может не вернуться именно в их магазин, получив отказ принять в оплату банковскую карту. Сейчас ситуация меняется, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что большинство крупных магазинов и продовольственных супермаркетов уже принимают у населения карточки в оплату своих товаров. Торговые предприятия постепенно осознают тот факт, что обслуживание банковских карт в их точках становится конкурентным преимуществом. С увеличением количества держателей банковских карт это преимущество будет все очевидней. Трудно придумать более действенную форму экономического стимулирования предприятий торговли по развитию безналичных расчетов. Хотя, конечно, есть примеры других стран. Например, в Германии, где владелец магазина обязан приобрести за свой счет оборудование для обслуживания банковских карт (к слову РОS-терминал стоит 800-1000 долларов США). Но такая мера, по-моему, относится к разряду экономического принуждения, нежели стимулирования», — считает А. Пешин.


Другие материалы по теме: