«Вечерний Екатеринбург», Лия Гинцель пишет: «Тот платит, кто заказывает музыку. Пусть даже в кино»

31 января 2006 (10:56)

В сложившейся ситуации у кинотеатров не останется иного выхода, как приглашать на киносеансы исполнителей «живой» музыки не только в особо торжественные моменты, как в данном случае, а всегда.

Екатеринбургские кинопрокатчики не скрывают возмущения: один из кинотеатров города заставляют платить за музыку, прозвучавшую в фильме «Ночной дозор». Не за ту, что играли в фойе, а за ту, что лилась с экрана. Воистину, есть много, друг Горацио, на свете...

Главное, всё делается по закону. Закон, конечно, несовершенный, принят он во времена царя Гороха, то есть, простите, председателя правительства Черномырдина. С тех пор многое изменилось, но, как бы то ни было, у некой общественной организации — Российского авторского общества — есть право якобы выступать в защиту композиторов и помимо обязательного и неизбежного авторского гонорара требовать для них особых привилегий. Почему привилегий? Да потому, что ни сценаристу, ни режиссёру, ни актёру, вообще никому, ничего подобного не причитается. А вот композиторам... Хотя опять-таки не понятно -композиторам ли? Потому что никто не подтвердил, что композиторы этими деньгами богатеть будут.

О сложном переплетении взаимоотношений кинотеатров, композиторов и их законных представителей говорили на вчерашней пресс-конференции в Доме кино руководители кинотеатров города, создавшие ассоциацию, которой просто вменено в задачу -положить конец названному произволу. Попытка, к слову, добиться поправок в законодательстве была однажды предпринята, но ничего добиться пока что не удалось.

Сейчас же за прокат фильмов композиторам требуется отчислять через РАО аж три процента от сборов. Если «дозорцы» заработали 30 млн. по стране, можно только ахнуть от суммы, которую собирается распределять РАО. Между тем наши кинотеатры от малого до великого, как они утверждают, работают на самоокупаемости. И, помимо дистрибьюторов, вынуждены платить за тепло, за электроэнергию, за содержание кинотеатра, за рекламу, наконец. По этой причине они и так сравнивают себя с дойной коровой. А плата за музыку вызывает у людей вообще недоуменный смех. Всё равно, говорят, что, покупая хлеб, отдельно платить за зерно.

Художественное кино и впрямь до сих пор считалось синтетическим видом искусства, где многие создатели руку приложили. Почему все, кроме композиторов, попали в немилость — загадка, на которую нет ответа.

Загадка тем более странная, что пиратские копии любого фильма доступны и любому страждущему. Вопреки наличию авторского общества.

Долгие годы проблема не имела большого значения — российский кинематограф находился в состоянии анабиоза. А Запад не уполномочил РАО бороться за свои права. Теперь наши фильмы сменяют друг друга с едва ли не прежней, советской, скоростью. Но тогда естественней будет осыпать золотым дождём всех участников процесса. Или лишить преимуществ избранных. Другой альтернативы, насколько я понимаю, нет.


Другие материалы по теме: