«Уральский рабочий», Юлия Глотова пишет: «РЭК лишился сна и отдыха. Рвение федеральных законодателей чревато потерей покоя в регионах»

1 февраля 2006 (10:56)

Чего только стоит принятый 26 декабря закон, вносящий изменения в регулирование тарифов жилищно-коммунального комплекса! А через несколько дней последовал приказ Федеральной службы по тарифам, который ввел конкретные ограничения их роста для каждого региона (в частности, для Свердловской области максимальный уровень составил двадцать процентов).

И это при том, что все муниципалитеты приняли тарифы на 2006 год еще в декабре, причем без всяких ограничений. Таким образом, за два дня до наступления нового года, и соответственно вступления в силу новых тарифов, Региональной энергетической комиссии нужно было вогнать их в рамки, соответствующие изменившимся требованиям. В результате сотрудникам РЭКа пришлось работать все новогодние праздники и рождественские каникулы без выходных.

С одной стороны, жителям области пересчет, конечно, был бы выгоден, потому что во многих муниципалитетах рост тарифов превышает не только двадцать, но и все тридцать, а то и сорок процентов. Корректировка в соответствии с федеральным приказом должна бы принести жителям этих городов некоторое снижение квартплаты. С другой стороны, совершенно непонятно, как сделать перерасчет на практике.

Дело в том, что рост тарифов формируют два фактора. Первый — повышение стоимости самих услуг, связанное с инфляцией. Второй — увеличение доли платежей граждан. Как известно, в нынешнем году мы должны начать платить за жилищно-коммунальные услуги сполна. И относительно безболезненно это смогут сделать те муниципалитеты, которые в 2005-м увеличили долю платежей граждан до девяноста процентов. Таким образом, они вполне укладываются в установленные правительством рамки: инфляция обеспечила рост на восемь-девять процентов, переход на стопроцентную плату по тарифам — на одиннадцать.

Но, по словам председателя Региональной энергетической комиссии Николая Подкопая, во многих городах, «отрапортовавших» в прошлом году о переходе на уровень оплаты в девяносто процентов, на деле этого не произошло.

Таким образом, одно лишь выполнение требования о стопроцентной оплате услуг ЖКХ исчерпывает определенный ФСТ лимит. Как быть? Повышать цены, насколько им это требуется, — значит нарушить закон, оставаться в рамках приказа — не достигнуть стопроцентного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг, чего опять же требует закон.

К слову, гражданам, конечно, нелегко смириться с мыслью, что теперь придется платить сполна. Но здесь тоже можно обнаружить свои плюсы. Например, то, что в последующие годы рост тарифов будет заметно ниже, так как теперь они будут увеличиваться только в зависимости от уровня инфляции.

Несколько ровнее обстоит ситуация с тарифами на электро- и теплоэнергию, которые уже на протяжении нескольких лет утверждаются один раз в год и также ограничиваются государством. К такому порядку и энергетики, и регулирующие тарифы службы давно привыкли. К тому же в этой сфере по-прежнему действует схема перекрестного субсидирования, согласно которой заметную часть платежей берут на себя предприятия нашей области.


Другие материалы по теме: