«Вечерний Екатеринбург», Александра Шеина ишет: «Гордиев узел коммунальных льгот»
7 февраля 2006 (10:54)
Этот год принёс всем жителям повышение платы за квартиру и услуги ЖКХ. В среднем выплаты выросли на 30%. Конечно, для ряда граждан предусмотрены меры соцподдержки. Но и тут всё, оказывается, не слава богу.
Письма
От жителей Свердловской области в Законодательное собрание приходят кипы (и это далеко не преувеличение) писем, в которых рефреном идёт просьба: так как многие не в состоянии оплачивать те счета, которые приходят им за услуги ЖКХ, и квартплату, то просьба к законодателям снизить допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг с 22% до 10 или хотя бы до 15%, Чтобы субсидиями могли воспользоваться все те, кто не в состоянии оплачивать коммунальные счета, потому что они имеют очень низкий доход.
Вот несколько выдержек.
«Действующая в 2005 году ставка в 22% лишает большинство жителей Ирбита права на получение субсидии, причем планируемые для этих целей средства не расходуются. На протяжении многих лет жители города вынуждены оплачивать коммунальные услуги по одному из самых высоких тарифов в области. С учётом взимания с 1 января 2006 года 100% оплаты ЖКХ расходы на содержание жилья в семейном бюджете ирбитчан станут обременительными».
Вот ещё — от Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов МО «Режевской район», в составе которого - 14 000 пенсионеров:
«Плата за жильё, техобслуживание, капремонт и услуги для пенсионеров непомерно высоки в настоящее время. При 100-процентной оплате всех затрат при существенном росте тарифов проживание в своих собственных квартирах станет недоступным, не спасут субсидии при допустимом уровне 22%. Жилищный крах грозит в основном рядовым пенсионерам, чья пенсия составляет 1 200-3 000 рублей. Более тысячи пенсионеров в нашем районе получают 1200—2 000 рублей, то есть ниже прожиточного минимума. Каково будет им?»
Из Горнозаводского округа:
«Согласно порядку предоставления субсидий, утверждённому Постановлением областного правительства от 27.01.2005 №56-ПП, субсидия предоставляется гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В Пригородном районе 30% населения составляют пенсионеры, они живут в 2-3-камнатных квартирах в одиночестве и вынуждены платить за жильё 40—60% пенсии. Например: пенсионерка Камаева проживает в 2-комнатной квартире общей площадью 52,3 кв. метра, пенсия — 1 754 рубля, начислено за жильё и коммунальные услуги — 1 053 рубля, субсидия — 409, к оплате - 644 рубля, что составляет 38% от дохода». Далее идёт просьба снизить допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и «коммуналки» до 10% либо дать возможность предоставления субсидий без учёта социальной нормы площади жилья.
Словом, картина складывается безрадостная.
Два камня преткновения
Теперь немного расскажу вам о законодательных коллизиях, чтобы было понятно, почему складывается именно такая картина.
Согласно нашему областному Закону от 15 июля 2005 года №89-03 «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения...», установлен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и «коммуналку» в совокупном доходе семьи — 22% (равный федеральному стандарту). Если размер платы за коммунальные услуги превышает у вас 22% от совокупного дохода семьи, то вы имеете право на субсидии.
Но проблема в том, как мы уже знаем, что те самые предельные 22% в такой ситуации для многих жителей — очень большая ставка. И поступают многочисленные просьбы пересмотреть её до 15%, а иногда - и до 10%.
И ещё одна проблема: есть Закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2005) «О ветеранах», и, согласно статьям 14, 15, 18 и 21, инвалиды войны, участники ВОВ, лица, награждённые знаком «Житель блокадного Ленинграда», члены семей погибших (умерших), инвалидов войны имеют право на скидку 50% на оплату «коммуналки». Но незадача: в законе написано «водоснабжение», а нет указаний о теплоснабжении. И потому ветеранам сейчас приходится платить за горячую воду без скидки. Согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утверждённому постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 в редакции от 01.12.2005, ветеранам даётся скидка на теплоснабжение, куда относится горячая вода. Но раз в «ветеранском» законе говорится лишь о водоснабжении, а о теплоснабжении — ничего, то и скидка сейчас даётся только на холодную воду. Естественно, это противоречие в законодательстве не только нарушает права граждан, но и приводит к росту социальной напряжённости,
Решение есть?
Ясно, что надо проблему решать, потому что, во-первых, населению элементарно нечем платить, а во-вторых, неразбериха в законодательстве никогда ещё не приводила ни к чему хорошему.
—У нас есть два законопроекта, касающихся как раз регулируемой доли оплаты собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, — рассказывает депутат Облдумы Александр Бурков. - Один -правительственный, другой разработали несколько моих коллег. Но дело в том, что по сути оба проекта просто «замылены» спикером Облдумы. Потому что у правительства нет желания решать эту проблему: оно считает, что для бюджета это невыгодно. Ведь чем меньше они отдают средств людям в виде субсидий и компенсаций, тем больше оставляют в бюджете «на нужды строительства, ремонта» и т. д, а когда смотришь на стоимость данного строительства и ремонта, то понимаешь, что это некая кормушка для отмывания денег (можно вспомнить хотя бы историю с реконструкцией Дворца спорта. - Авт.).
— Право снижать процент предельной платы с 22% до 15% у субъекта Федерации, согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ, есть, — убеждён депутат. - Но надо понимать, что если её понизить, то резко вырастет число тех, кому положено получать субсидии. Кроме того, сама сумма субсидий станет больше. Что опять же властям не выгодно. И потому оба законопроекта, вероятно, почили в бозе.
Но самое циничное - в том, что такая форма реализации реформы ЖКХ толкает пенсионеров продавать свои квартиры. «Вы задумайтесь: люди, которые, работая в «горячих цехах», десятилетиями стояли в очереди на квартиру, сегодня вынуждены её продавать, чтобы на свою пенсию оплачивать жильё меньшего метража. Но я считаю, что ни одна реформа не должна стоить человеческого унижения!» — говорит Бурков. И ещё: надо понимать, что, к примеру, в том же Пригородном районе практически нет рынка жилья, и у пенсионеров, по сути, нет возможности даже осуществить неприятную для них продажу своей квартиры, чтобы приобрести меньшую. Ситуация получается безвыходная. Поэтому, по мнению депутата, надо дифференцированно подходить к проценту предельной платы.
На сегодняшнем заседании облдумского социального комитета будет внесён вопрос об обращении граждан по поводу снижения доли собственных расходов на оплату «коммуналки» с 22% до 15%. Также для урегулирования противоречий в Законе «О ветеранах» в части предоставления им льгот на обсуждение комитета депутат внесёт проект обращения на имя премьер-министра РФ Фрадкова и спикера Госдумы Грызлова, где указано, что данные законы находятся в противоречии и что их надо привести в соответствие, потому что они ущемляют права людей.
Письма
От жителей Свердловской области в Законодательное собрание приходят кипы (и это далеко не преувеличение) писем, в которых рефреном идёт просьба: так как многие не в состоянии оплачивать те счета, которые приходят им за услуги ЖКХ, и квартплату, то просьба к законодателям снизить допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг с 22% до 10 или хотя бы до 15%, Чтобы субсидиями могли воспользоваться все те, кто не в состоянии оплачивать коммунальные счета, потому что они имеют очень низкий доход.
Вот несколько выдержек.
«Действующая в 2005 году ставка в 22% лишает большинство жителей Ирбита права на получение субсидии, причем планируемые для этих целей средства не расходуются. На протяжении многих лет жители города вынуждены оплачивать коммунальные услуги по одному из самых высоких тарифов в области. С учётом взимания с 1 января 2006 года 100% оплаты ЖКХ расходы на содержание жилья в семейном бюджете ирбитчан станут обременительными».
Вот ещё — от Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов МО «Режевской район», в составе которого - 14 000 пенсионеров:
«Плата за жильё, техобслуживание, капремонт и услуги для пенсионеров непомерно высоки в настоящее время. При 100-процентной оплате всех затрат при существенном росте тарифов проживание в своих собственных квартирах станет недоступным, не спасут субсидии при допустимом уровне 22%. Жилищный крах грозит в основном рядовым пенсионерам, чья пенсия составляет 1 200-3 000 рублей. Более тысячи пенсионеров в нашем районе получают 1200—2 000 рублей, то есть ниже прожиточного минимума. Каково будет им?»
Из Горнозаводского округа:
«Согласно порядку предоставления субсидий, утверждённому Постановлением областного правительства от 27.01.2005 №56-ПП, субсидия предоставляется гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В Пригородном районе 30% населения составляют пенсионеры, они живут в 2-3-камнатных квартирах в одиночестве и вынуждены платить за жильё 40—60% пенсии. Например: пенсионерка Камаева проживает в 2-комнатной квартире общей площадью 52,3 кв. метра, пенсия — 1 754 рубля, начислено за жильё и коммунальные услуги — 1 053 рубля, субсидия — 409, к оплате - 644 рубля, что составляет 38% от дохода». Далее идёт просьба снизить допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и «коммуналки» до 10% либо дать возможность предоставления субсидий без учёта социальной нормы площади жилья.
Словом, картина складывается безрадостная.
Два камня преткновения
Теперь немного расскажу вам о законодательных коллизиях, чтобы было понятно, почему складывается именно такая картина.
Согласно нашему областному Закону от 15 июля 2005 года №89-03 «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения...», установлен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и «коммуналку» в совокупном доходе семьи — 22% (равный федеральному стандарту). Если размер платы за коммунальные услуги превышает у вас 22% от совокупного дохода семьи, то вы имеете право на субсидии.
Но проблема в том, как мы уже знаем, что те самые предельные 22% в такой ситуации для многих жителей — очень большая ставка. И поступают многочисленные просьбы пересмотреть её до 15%, а иногда - и до 10%.
И ещё одна проблема: есть Закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2005) «О ветеранах», и, согласно статьям 14, 15, 18 и 21, инвалиды войны, участники ВОВ, лица, награждённые знаком «Житель блокадного Ленинграда», члены семей погибших (умерших), инвалидов войны имеют право на скидку 50% на оплату «коммуналки». Но незадача: в законе написано «водоснабжение», а нет указаний о теплоснабжении. И потому ветеранам сейчас приходится платить за горячую воду без скидки. Согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утверждённому постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 в редакции от 01.12.2005, ветеранам даётся скидка на теплоснабжение, куда относится горячая вода. Но раз в «ветеранском» законе говорится лишь о водоснабжении, а о теплоснабжении — ничего, то и скидка сейчас даётся только на холодную воду. Естественно, это противоречие в законодательстве не только нарушает права граждан, но и приводит к росту социальной напряжённости,
Решение есть?
Ясно, что надо проблему решать, потому что, во-первых, населению элементарно нечем платить, а во-вторых, неразбериха в законодательстве никогда ещё не приводила ни к чему хорошему.
—У нас есть два законопроекта, касающихся как раз регулируемой доли оплаты собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, — рассказывает депутат Облдумы Александр Бурков. - Один -правительственный, другой разработали несколько моих коллег. Но дело в том, что по сути оба проекта просто «замылены» спикером Облдумы. Потому что у правительства нет желания решать эту проблему: оно считает, что для бюджета это невыгодно. Ведь чем меньше они отдают средств людям в виде субсидий и компенсаций, тем больше оставляют в бюджете «на нужды строительства, ремонта» и т. д, а когда смотришь на стоимость данного строительства и ремонта, то понимаешь, что это некая кормушка для отмывания денег (можно вспомнить хотя бы историю с реконструкцией Дворца спорта. - Авт.).
— Право снижать процент предельной платы с 22% до 15% у субъекта Федерации, согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ, есть, — убеждён депутат. - Но надо понимать, что если её понизить, то резко вырастет число тех, кому положено получать субсидии. Кроме того, сама сумма субсидий станет больше. Что опять же властям не выгодно. И потому оба законопроекта, вероятно, почили в бозе.
Но самое циничное - в том, что такая форма реализации реформы ЖКХ толкает пенсионеров продавать свои квартиры. «Вы задумайтесь: люди, которые, работая в «горячих цехах», десятилетиями стояли в очереди на квартиру, сегодня вынуждены её продавать, чтобы на свою пенсию оплачивать жильё меньшего метража. Но я считаю, что ни одна реформа не должна стоить человеческого унижения!» — говорит Бурков. И ещё: надо понимать, что, к примеру, в том же Пригородном районе практически нет рынка жилья, и у пенсионеров, по сути, нет возможности даже осуществить неприятную для них продажу своей квартиры, чтобы приобрести меньшую. Ситуация получается безвыходная. Поэтому, по мнению депутата, надо дифференцированно подходить к проценту предельной платы.
На сегодняшнем заседании облдумского социального комитета будет внесён вопрос об обращении граждан по поводу снижения доли собственных расходов на оплату «коммуналки» с 22% до 15%. Также для урегулирования противоречий в Законе «О ветеранах» в части предоставления им льгот на обсуждение комитета депутат внесёт проект обращения на имя премьер-министра РФ Фрадкова и спикера Госдумы Грызлова, где указано, что данные законы находятся в противоречии и что их надо привести в соответствие, потому что они ущемляют права людей.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых ЖКХ услуг на 1 кв ...
- На субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг из городского бюджета Екат ...
- В 2003 году жители Тюменской области не будут оплачивать 100% фактических з ...
- Депутаты областной думы Свердловской области обратились к председателю прав ...
- Депутаты Областной думы внесли проект закона, вносящий изменения в Закон Св ...