«Российская газета», Игорь Велетминский пишет: «Капитальная амнистия. Для легализации денег не надо будет сообщать об их происхождении, достаточно уплатить13-процентный налог»

16 февраля 2006 (10:58)

Уже в ближайшее время повторно внесенный в правительство законопроект об упрощенном декларировании доходов физических лиц будет направлен в Госдуму.

Об этом вчера сообщил статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов. В свою очередь вице-премьер Александр Жуков вчера заявил на заседании правления РСПП, что «одновременно с этой акцией правительство рассматривает возможность возврата в дальнейшем к контролю за расходами граждан».

По словам Сергея Шаталова, принципиальное решение было принято 14 февраля на совещании у первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Определен и срок завершения действия налоговой амнистии - 30 апреля 2007 года. Стало ясно и то, что в парламент будет внесен анонсированный Шаталовым еще прошлой осенью законопроект: замминистра спрогнозировал лишь «самые незначительные изменения». Шаталов выразил уверенность, что парламент примет законопроект в течение весенней сессии. А сама «налоговая амнистия» вступит в действие сразу после подписания документа президентом.

Отметим, что это заявление прозвучало сразу вслед за интригующим сообщением директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Михаила Моторина о том, что «текст законопроекта окончательно не согласован с минэкономразвития, минюстом и администрацией президента». Как видим, Шаталов поспешил снять интригу, тем более что крутых поворотов вокруг идеи легализации незаконно полученных доходов физическими лицами и раньше было немало. Сама идея «как бы амнистии», по запомнившемуся определению министра финансов Алексея Кудрина, сразу была принята «на ура», чего не скажешь о ее технологии.

Первый вариант законопроекта был внесен в правительство еще в августе 2005 года, через четыре месяца после апрельского Послания президента парламенту, в котором идея «финансовой амнистии» была одной из центральных. Но после обсуждения на правительстве был отправлен на доработку. В частности, были подвергнуты критике, в том числе и экспертным сообществом, положения об обязательной проверке происхождения теневых капиталов Росфинмониторингом и о зачислении легализуемых сумм на счета в российских банках. По сути это были два «пугала» для потенциальных участников амнистии. Кстати, и сам термин «амнистия», который юридически предполагает признание вины, был «атакован» аналитиками как некорректный.

Осенью главный идеолог амнистии Сергей Шаталов сообщил о появлении скорректированного варианта. В нем предполагалось, что граждане должны лишь задекларировать средства и уплатить 13-процентный налог. Данная схема «выводит из оборота» столь напугавшие общественность финансовые проверки. Да и от перечисления «отбеленных» сумм на счета российских банков идеологи амнистии отказались. Очень важно подчеркнуть, что упрощенному декларированию подлежат также имущество, ценные бумаги и другая собственность, приобретенная на средства, подлежащие «амнистированию». А декларировать можно доходы, полученные за любые годы, предшествующие году амнистии, но не позднее 1 января 2005 года - до наступления налогового периода, за который доходы граждан будут декларироваться в общем порядке в 2006 году.

Недовольства поубавилось, но неожиданно Шаталов под занавес прошлого года заявил, что амнистия переносится «как минимум на полгода». Ранее ее собирались начать 1 января 2006 года. Затем в СМИ стала эпизодически появляться информация о непростых обсуждениях механизма амнистии в администрации президента.

И вот неожиданно стало известно, что совещание у первого вице-премьера дало «зеленый свет» легализации капиталов.

В распоряжении «РГ» оказалась «Пояснительная записка», подготовленная минфином к проектам федеральных законов «Об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц» и «О внесении изменений в статьи 45 и 80 Налогового кодекса РФ и статью 57 Бюджетного кодекса РФ». Поправки в эти кодексы будут необходимы для приведения в соответствие с нормами «налоговой амнистии». В записке отмечается: «Проектом федерального закона устанавливается «декларационный платеж», уплачиваемый физическими лицами в случае принятия ими добровольного решения о декларировании доходов, которые ранее не декларировались и с которых не были уплачены налоги, что не позволяет вводить данный временный платеж в корпус законодательства о налогах и сборах».

Декларационный платеж исчисляется исходя из 13-процентной ставки, а юридически рассматривается как «эквивалент неуплаченного налога на доходы физических лиц». Тем самым ставится точка в дискуссиях о ставке «индульгенции»: предложения о ее снижении до 5-7 процентов или даже обнулении минфин не поддержал.

Определен в документе и оптимальный период для того, чтобы граждане могли принять осознанное решение: это девять месяцев, начиная с 1 июля 2006 года. Ограничений по величине сумм и видам валют не устанавливается. Никаких документов о виде доходов и их источниках предоставлять не нужно. Кроме того законопроект специально оговаривает, что «содержащаяся в специальной декларации информация не может использоваться налоговыми органами при осуществлении налогового контроля». Декларационный платеж не зачисляется на банковские счета. Это очень важно, поскольку банки обязаны сообщать в финансовую разведку обо всех случаях совершения операций на сумму свыше 600 тысяч рублей в соответствии с законом о противодействии «отмыванию капиталов».

А вся процедура завершится выдачей специального свидетельства о том, что физическое лицо выполнило все требования закона. Соответственно «в отношении лиц, осуществивших упрощенное декларирование, оснований для применения мер уголовной и административной ответственности возникать не будет», говорится в «записке» минфина.

Очень любопытным нюансом проекта является то, что декларационный платеж устанавливается в качестве «неналогового дохода субъектов Российской Федерации», для обеспечения чего и требуются поправки в действующий Бюджетный кодекс РФ.

И, наконец, о том, что выходит за рамки разовой акции под условным названием «налоговая амнистия». Вице-премьер Александр Жуков вчера заявил, что «одновременно с этой акцией правительство рассматривает возможность возврата в дальнейшем к контролю за расходами граждан». «Вместе эти две акции дадут весьма положительный эффект», - считает Александр Жуков.


Другие материалы по теме: