Кредитование малого бизнеса: региональный аспект

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» продолжает следить за основными тенденциями развития рынка финансовых услуг малым и средним предприятиям Свердловской области.

Традиционно кредитование малого бизнеса занимает промежуточное положение между кредитованием крупных юридических лиц и банковской розницей. С одной стороны, набор основных параметров деятельности компании, свидетельствующих о ее платежеспособности, не зависит от размера этой компании. Практически не изменяется и перечень различных видов обеспечения кредита: недвижимость, автотранспорт, товар на складе, товар в обороте, и т. д., возможно, лишь с тем исключением, что возрастает роль залогов, предоставляемых из личного имущества владельца бизнеса.

С другой стороны, по числу заемщиков, по предоставляемым суммам, по величине рисков невозврата и недолжного обслуживания, кредиты для малого бизнеса ближе к кредитам для физических лиц, причем к наиболее «розничной» их разновидности — потребительским кредитам. Например, для того, чтобы сформировать кредитный портфель объемом порядка 10 миллионов долларов, достаточно прокредитовать 1 крупного или около 10 средних заемщиков, или примерно 1 тысячу малых предприятий, или выдать потребительские кредиты примерно 10 тысячам физических лиц. Как видим, разрыв с потребкредитованием составляет один порядок, тогда как отличие от «показателей массовости» для средних и крупных кредитов составляет 2 и 3 порядка соответственно.

Что касается размеров кредита, то, как известно, верхняя планка сроков и объемов нецелевых потребительских кредитов, которые можно получить в некоторых екатеринбургских банках, составляет 0,5 миллиона рублей на 5 лет. Эта сумма примерно соответствует верхней планке (с учетом небольших расхождений в методиках классификации, принятых различными финансовыми организациями) так называемых «микрокредитов», составляющих наиболее востребованную категорию кредитов для малого бизнеса.

Однако в том, что касается сроков и необходимой для получения кредита документации, ситуация несколько иная. Еще 2-3 года назад кредиты малому бизнесу на срок свыше 3 месяцев были сравнительно редкими, да и сегодня их срок в основном не превышает 12 месяцев. А для того, чтобы получить этот более короткий кредит, необходимо предоставить как минимум учредительные документы организации, копии паспортов ряда ее руководителей и собственников, финансовые отчеты, накладные, выписки о движении денежных средств и, как правило, бизнес-план на использование привлекаемых в кредит средств. Именно поэтому среди владельцев и руководителей малых предприятий просматривается тенденция решать текущие проблемы своего бизнеса с помощью более удобных и простых в обращении потребительских кредитов, которые они привлекают в качестве частных клиентов.

Выход из этой, безусловно, не вполне естественной ситуации заинтересованные стороны видят, как правило, в дальнейшей стандартизации схем кредитования малого бизнеса. В соответствии с этой идеей, почти все вновь запускаемые на данном сегменте финансового рынка продукты основаны на розничных технологиях экспресс-анализа кредитных заявок, массированном применении скоринговых систем, сокращении пакета необходимых документов и либерализации в отношении возможностей залогового обеспечения кредита. Все эти шаги к стандартам экспресс-кредитования обычно компенсируются соответствующим нарастанию рисков повышением ставки по кредиту. Пределы этих изменений определяются, с одной стороны, экономической ситуацией, в которой находится малый бизнес России, а с другой стороны, ресурсами и возможностями кредитных организаций.

структура спроса

По оценкам экспертов, в течение 2005 года количество малых предприятий увеличилось до 994 тысяч, а количество занятых на них человек достигло 9 миллионов, что составляет 13,4% от общего числа занятых в российской экономики. Среди этих компаний по-прежнему преобладают предприятия сферы торговли и услуг, испытывающие постоянную нужду в пополнении оборотных средств. Например, доля предприятий розничной торговли и общественного питания составляет не менее 25% от общего числа малых предприятий.

Однако усредненные цифры лишь весьма приблизительно характеризуют ситуацию в конкретном регионе. Активность отечественного малого бизнеса распределена очень неравномерно: примерно 50% малых предприятий сконцентрировано в 8 наиболее экономически перспективных регионах, причем примерно 20% — в Москве. Результаты инвестиционных рейтингов отражают эту неравномерность. Примером могут служить рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности малого бизнеса в различных регионах России, выполненные Федеральным институтом по исследованиям Восточной Европы и международных проблем (Германия). Согласно этим рейтингам, ситуация в Свердловской области характеризуется высоким потенциалом при умеренном риске, что примерно соответствует ситуации в столичном Санкт-Петербурге или соседнем ХМАО. Не претендуя на конкуренцию с Москвой (где ситуация характеризуется максимальным потенциалом при минимальном риске), Свердловская область в этом рейтинге оставляет далеко позади большинство своих соседей, таких как Башкирия (средний потенциал — умеренный риск), Тюменская область (низкий потенциал — умеренный риск) и Челябинская область (высокий потенциал — высокий риск).

Таким образом, в Свердловской области локализована значительная часть как потребностей, так и возможностей российского малого бизнеса. Как уже неоднократно отмечалось, наименее удовлетворены потребности малых предприятий в микрокредитах. Структура этих потребностей позволяет выделить три группы потребителей микрокредитов. Во-первых, это недавно возникшие предприятия либо предприятия с низким уровнем развития (чуть больше 20% всех малых предприятий). Часто это индивидуальные предприниматели, не использующие наемного труда. Они не имеют залогов, оборотных средств и кредитной истории. Они нуждаются в кредитах объемом менее 30 тысяч рублей на развитие бизнеса, что, несмотря на значительный совокупный объем спроса на эти кредиты, лишает обслуживание таких предпринимателей в рамках программ кредитования малого бизнеса какой-либо рентабельности. Во-вторых, это предприятия, вышедшие на приемлемые для микробизнеса масштабы операций, собственники которых ориентированы на поддержание достигнутого статуса и расширение личного потребления. Доля таких предприятий составляет свыше 40%, при среднем размере необходимого кредита порядка 50 тысяч рублей. Наконец, примерно треть потенциальных потребителей микрокредитов составляют малые предприятия, ориентированные на расширение бизнеса и нуждающиеся в микрозаймах от 75 тысяч рублей. В количественном отношении спрос этих предприятий на микрокредиты является наибольшим, и они же составляют наиболее перспективную категорию клиентов коммерческих банков. Предложение в этом сегменте составляет 7-8% от совокупного спроса, так что рынок, консервативно выражаясь, не перегружен.

структура предложения

Вывод об общей незанятости рынка кредитования малого бизнеса не отменяет и то, что на сегодня, по данным Ассоциации Российских Банков, свыше 80% отечественных банков реализуют свои программы кредитования малого бизнеса либо выступают посредниками в программах других кредитных организаций.

При очевидной количественной неадекватности предложения спросу в области кредитования малого бизнеса, это предложение уже сегодня обнаруживает значительное многообразие. В целом эксперты выделяют три группы участников системы банковского кредитования малого бизнеса. Во-первых, это крупные банки федерального и международного значения, зачастую с иностранным участием, реализующие свои программы кредитования малого бизнеса или выступающие посредниками еще более крупных организаций. Таковы, например, Райффайзенбанк, КМБ-банк, Внешторгбанк, Сбербанк и т.д. Во-вторых, это масштабные кредитные организации, предпочитающие работать с малым бизнесом через посредников, такие как ЕБРР и РосБР. И в-третьих, это собственно региональные банки, которые с одной стороны составляют основную часть таких посредников, а с другой стороны активно кредитуют малый и средний бизнес с помощью собственных средств. Еще 2-3 года назад у многих региональных банков кредиты и инвестиции в малый бизнес составляли более половины кредитного портфеля, тогда как в кредитных портфелях крупных банков эта доля не превышала 15%.

Таким образом, конкуренция, если о таковой можно в данном случае говорить, происходит в основном между банками первой и третьей категории, причем соотношение сил значительно изменяется от региона к региону. В Москве безусловно преобладают крупные банки, в Санкт-Петербурге и, например, на юге России заметное участие в кредитовании малого бизнеса принимают отдельные региональные банки. Что касается Свердловской области, то здесь эксперты в целом отмечают преобладание региональных банков, несмотря на отдельные попытки демпинга со стороны расположенных здесь филиалов кредитных организаций федерального значения.

пример

Итак, наиболее перспективными в рамках регионального рынка кредитов малому бизнесу оказываются с одной стороны предложения региональных банков, а с другой стороны — предложения, сделанные в сегменте микрокредитов. Один из таких региональных вариантов микрокредита был не так давно выведен на рынок в рамках новой линейки кредитов СКБ-Банка для малого бизнеса.

Данный банковский продукт представляет собой новую ступень стандартизации кредитов для малого бизнеса и по простоте получения вплотную приближается к потребительскому кредиту. «Особенность предлагаемого СКБ-Банком микрокредита состоит в том, что заявка на него может быть оформлена по телефону, после чего процесс принятия решения банком занимает не более 4 часов, — говорит Александр Кудрявцев, заместитель Председателя Правления ОАО «СКБ-Банк». — Таким образом, для того, чтобы выяснить возможность получения кредита, достаточно назвать сотруднику банка по телефону несколько основных показателей деятельности Вашей компании, цифры по которым в небольших компаниях обычно находятся «под рукой». Естественно, в дальнейшем клиент должен подтвердить названные им цифры. Кроме того, данный продукт сближает с потребительскими кредитами отсутствие залогов и достаточно серьезные сроки предоставления средств — до 2 лет. Но есть и отличия, основное из которых состоит в более низкой стоимости микрокредита. Процентная ставка по нему может быть снижена до 14% годовых, при единовременной комиссии в объеме 1% от суммы кредита и отсутствии ежемесячных комиссий. Сумма микрокредита может составлять от 30 до 400 тысяч рублей.

На этих условиях микрокредит может быть предоставлен как в форме срочного кредита, так и в форме кредитной линии. Третью основную форму кредитования — овердрафт — СКБ-Банк предполагает ввести к концу первого квартала текущего года. В своей основной функции данный банковский продукт предназначается, прежде всего, микропредприятиям, ориентированным на развитие бизнеса. Однако он может представлять значительный интерес и для собственников микропредприятий, ориентированных на расширение потребления, поскольку может быть предоставлен не только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, но и физическому лицу, рассматриваемому как владелец бизнеса. Таким образом, для микропредприятий второй из выделенных выше категорий микрокредит СКБ-Банка может составить вполне конкурентоспособную альтернативу потребительскому кредиту.

В паре с микрокредитом СКБ-Банк вывел на рынок другой связанный с ним продукт — «Мини-кредит». В данном случае потребитель имеет дело с новой модификацией той совокупности условий, которая предлагалась ранее в рамках некоторых поточных схем кредитования малого бизнеса, в том числе и самим СКБ-Банком. Сумма мини-кредита может составлять до миллиона рублей, минимум плавающей процентной ставки составляет 12% при сроке до 3 лет. При выдаче данных продуктов банк придерживается характерных для последней генерации мини-кредитов гибкости требований к залоговому обеспечению и быстроты принятия решений (в течение 24 часов). «Изюминку» данного продукта, собственно и обеспечивающую его идеологическую связь с микро-кредитом, составляют возможность оформления заявки на кредит по телефону и возможность выдачи кредита физическому лицу, являющемуся собственником или руководителем соответствующего бизнеса.

вывод

Таким образом, одной из наиболее актуальных тенденций регионального рынка кредитования малого бизнеса следует признать появление новых предложений в сфере микрокредитования, возрастающая доступность которых определяется внедрением новых стандартизированных технологий. В соответствии с региональными условиями, инициатива в формировании такого рода новых продуктов остается в целом за региональными банками. Учитывая степень концентрации предприятий малого бизнеса в Свердловской области, следует признать, что перспективы, открываемые усилиями этих банков, имеют не только региональную значимость.


Другие материалы по теме: