ОСАГО и КАСКО — источник убытков
Бюллетень «VIP-консультант» анализирует итоги деятельности страховщиков в 2005 году.
Согласно данным статистики, в 2005 году средний уровень убыточности по ОСАГО для российских страховых компаний составил около 50%, причем, если для Москвы этот показатель равен примерно 40%, то для Самары, Челябинска и Екатеринбурга он превышает 70%. Для страховщиков более северных регионов, таких как Ханты-Мансийский автономный округ, осуществление услуг по обязательному страхованию ответственности автовладельца выливается в убытки на уровне 120%.
Напомним, что тарифы по ОСАГО остаются практически неизменными уже на протяжении двух с половиной лет (поправки были внесены в 2005 году, но, как отмечают эксперты, практически не коснулись физических лиц), а уровень выплат увеличивается. Кроме того, за время действия ОСАГО инфляция снизила тариф на 20%.
Тема КАСКО (страхование автомобиля от угона и ущерба) не так часто становится предметом обсуждений, как ОСАГО, однако, по данным страховых компаний, итоги 2005 года показывают, что убыточность страхования транспорта в Екатеринбурге достигает 65%.
итоги года
Подводя итоги работы за 2005 год, екатеринбургские страховщики отмечают, что убыточность ОСАГО и КАСКО почти в два раза превышает среднюю убыточность по остальным программам. С другой стороны, именно на эти два вида приходится практически половина объема всех страховых взносов.
В частности, по словам специалистов САО «Экспресс Гарант», в 2005 году сумма страховых взносов составила более 350 миллионов рублей, страховых выплат — 132 миллиона рублей. Наибольший удельный вес в структуре страхового портфеля занимало имущественное страхование — около 80%, и страхование ответственности — 10%.
При этом около 50% от всех видов имущественного страхования составило страхование средств наземного транспорта (КАСКО). Убыточность по данному виду составила в среднем 65%. В группе физических лиц убыточность по КАСКО составляет 52%, в группе юридических — 70%.
По ОСАГО компания заключила более 13 тысяч договоров, убыточность в данном виде страхования составила 73%. В группе физических лиц убыточность по ОСАГО составляет 76%, в группе юридических лиц — 64%.
«Средняя убыточность по всем видам страхования составила 37%. Наиболее убыточными видами страхования оказались КАСКО в группе имущественного страхования, ОСАГО и страхование имущества юридических и физических лиц в группе страхования ответственности», — заключили в САО «Экспресс Гарант».
Исполняющий обязанности генерального директора ООО «Белая Башня и К» Дмитрий Мантусов отметил, что, по предварительным итогам деятельности компании, в 2005 году сумма взносов по всем видам страхования составила порядка 130 миллионов рублей. Сумма выплат (с учетом убыточности) — более 50 миллионов рублей.
«Самыми убыточными видами страхования традиционно являются ОСАГО и КАСКО (50%-70%), но, с другой стороны, именно эти виды страхования являются наиболее популярными у населения, — отметил Дмитрий Мантусов. — Наиболее рентабельными видами страхования для нашей страховой компании являются страхование жизни и здоровья, страхование личного имущества, страхование от несчастного случая. Рентабельность по этим видам страхования в 2005 году составила порядка 40%».
«По итогам деятельности предприятия в 2005 году сумма страховых взносов составила 132 миллиона 054 тысячи рублей, сумма выплат по страховкам 51 миллион 511 рублей», — сообщила главный бухгалтер ЗАО «Сибирско-Уральская страховая компания» Елена Камаева. — Самым убыточным видом страхования ежегодно является КАСКО — по предварительным подсчетам, убыточность этого вида страхования составляет порядка 60-70 %. Наиболее рентабельный вид страхования для нашей компании — страхование по ОПО. В 2005 году сумма взносов по этому виду страхования составила 2 миллиона 391 тысячу рублей».
При этом следует отметить, что добровольно с рынка страхования ОСАГО не ушла еще ни одна компания. Страховщики регулярно заявляют об убыточности программы, но от лицензий не отказываются. «Я не могу точно сказать, почему в таких условиях страховые компании не отказываются от лицензии на предоставление услуг по ОСАГО, — отмечает начальник отдела ОСАГО Екатеринбургского филиала ЗАО «Страховая группа «СПАССКИЕ ВОРОТА» Андрей Лапаев. — По моему мнению, обязательное страхование автотранспорта стало при этом своего рода имиджевой чертой страховщика. Если он не имеет права работать по ОСАГО, клиенты испытывают к нему меньше доверия».
тарифы
Региональные страховщики отмечают, что при вводе ОСАГО особенно нерационально были распределены территориальные коэффициенты. «Когда принимались те тарифные ставки, которые действуют сегодня, для УрФО не учли территориальный коэффициент. Поэтому если для московских страховщиков уровень убыточности составляет 30%-50%, то у страховых компаний нашего региона убытки достигают 90%», — считает директор управления развития страховой компании «Северная Казна» Наталья Вагина.
«Для многих городов был установлен слишком низкий коэффициент, — отмечает также Андрей Лапаев. — Например, в Москве он равняется 2, а в северных районах страны может не превышать 0,6. Это значит, что если в столице полис будет стоить 5 тысяч рублей, то в таких областях его стоимость будет в два раза ниже. Поэтому московские компании еще могут работать в предельно допустимых границах убыточности, а региональные страховщики уже их переходят. «Тарифы по ОСАГО нужно увеличить. Нельзя забывать, что уже сейчас в некоторых северных городах убыточность по этой программе достигает 120%.
В то же время, существует и другая точка зрения. По словам президента Группы «Росгосстрах» Данила Хачатурова, в настоящее время ОСАГО в РФ занимаются около 175 компаний. Уровень рентабельности в разных регионах страны отличается друг от друга, и в Урало-Сибирском регионе рентабельность ОСАГО действительно ниже, чем в Центральном округе России. В основном, рентабельность по ОСАГО для страховых компаний складывается за счет Центрального Федерального округа и, в частности, Москвы: в Москве и Московской области достаточно высокие тарифы, чтобы страховщики получали рентабельность от ОСАГО. Мировой уровень рентабельности по ОСАГО составляет порядка 3%, по России он тоже достаточно высок, чтобы не быть убыточным для страховых компаний.
Убыточность ОСАГО, по мнению Данила Хачатурова, можно объяснить тем, что с существующими мощностями страховщикам сложно заниматься массовыми видами страхования, и компании, по сути дела, жалуются на то, что необходимо делать большие финансовые вложения в строительство сети по обслуживанию, вкладывать средства в развитие центров урегулирования убытков. То есть, убыточность ОСАГО обусловлена недостаточным объемом изначальных инвестиций, вкладываемых страховыми компаниями в развитие сервисной сети.
тенденция к объединению
Убыточность ОСАГО и КАСКО имеет место на фоне роста требований к страховым компаниям со стороны государства. Напомним, что в 2005 году произошло очередное увеличение доли в уставном капитале страховщиков. В результате, ряд небольших компаний был вынужден перейти в более крупные структуры.
«Объединение ряда страховых компаний Уральского федерального округа привело к снижению количества игроков этого рынка примерно на 5%, — сообщил глава инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу Владимир Островский. — Данная тенденция наблюдается по всей России. Процесс объединения и укрупнения компаний идет в настоящее время во всех отраслях экономики и в страховом бизнесе в том числе. Это связано с постепенным повышением требований к уставному капиталу, активам и размещению резервов, предъявляемых государством к страховщикам. Те участники рынка, которые не могут работать в новых условиях, объединяются с другими. Так, «Страховая компания правоохранительных органов» объединилась с компанией «Уралсиб». Я полагаю, что ряд страховщиков, занимающихся медицинским страхованием, предпримет попытки объединения».
Эксперты полагают, что сейчас на страховом рынке остаются те компании, у которых есть разветвленная сеть филиалов и которые могут себе позволить организовать точки продаж в районах, где сумма выплат немного ниже среднего уровня. По мнению страховщиков, это может привести к монополизации рынка. В частности ОСАГО, в конечном счете, будут осуществлять 5-10 крупных игроков.
Как сообщалось ранее, в 2005 году в Уральском федеральном округе были отозваны лицензии на осуществление страховой деятельности у 21 компании-страховщика, причем самой распространенной причиной отзыва лицензии стало невыполнение предписаний надзорных органов.
В указанный период вследствие невыполнения предписаний были лишены лицензий 5 страховщиков («Протекс», «Гранд Полис», «Злато-Макс», «Челябинская акционерная СК», «Западно-Сибирская транспортная СК»). По причине неустранений нарушений законодательства были отозваны лицензии у 3 компаний («Европейско-Азиатская страховая компания», «Сибирь», «Содружество»).
Невыполнение Федерального Закона № 172 от 10 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» послужило причиной отзыва лицензий у 3 компаний Челябинской области («ЖАСО-медицина», «Мега», «Снежинская МСК»).
Присоединение к другому игроку и отказ от страховой деятельности привели к уходу с рынка таких компаний как «Санта», «Трехгорный-Мед», «Панацея».
выводы
Государство увеличивает требования к страховщикам, ссылаясь на необходимость повышения уровня надежности данного вида услуг. И это действительно актуально, так как потребитель не должен сталкиваться с нечестными или неконкурентоспособными участниками рынка. С другой стороны, ряд аналитиков отмечает, что это неизбежно ведет к монополии, потому что работать в диктуемых сверху условиях смогут только крупные федеральные компании.
Укрупнение страхового бизнеса уже идет, в том числе и на территории УрФО, одновременно региональные страховщики сталкиваются с проблемой убыточности двух самых востребованных видов страхования: КАСКО и ОСАГО. Страхование ответственности в целом не является популярным видом у населения Российской Федерации, однако ОСАГО как обязательная программа, конечно, привлекает большую долю клиентов. Но, при наличии низкой тарифной ставки (так считают страховщики), даже массовость взносов не спасает компании от убыточности. При этом ряд участников федерального рынка отмечает, что убыточность является следствием недостаточного объема инвестиций со стороны самих игроков. И мы возвращаемся к вопросу об укрупнении бизнеса, так как эксперты полагают, что вкладывать крупные средства в развитие сети могут только компании федерального масштаба.
Согласно данным статистики, в 2005 году средний уровень убыточности по ОСАГО для российских страховых компаний составил около 50%, причем, если для Москвы этот показатель равен примерно 40%, то для Самары, Челябинска и Екатеринбурга он превышает 70%. Для страховщиков более северных регионов, таких как Ханты-Мансийский автономный округ, осуществление услуг по обязательному страхованию ответственности автовладельца выливается в убытки на уровне 120%.
Напомним, что тарифы по ОСАГО остаются практически неизменными уже на протяжении двух с половиной лет (поправки были внесены в 2005 году, но, как отмечают эксперты, практически не коснулись физических лиц), а уровень выплат увеличивается. Кроме того, за время действия ОСАГО инфляция снизила тариф на 20%.
Тема КАСКО (страхование автомобиля от угона и ущерба) не так часто становится предметом обсуждений, как ОСАГО, однако, по данным страховых компаний, итоги 2005 года показывают, что убыточность страхования транспорта в Екатеринбурге достигает 65%.
итоги года
Подводя итоги работы за 2005 год, екатеринбургские страховщики отмечают, что убыточность ОСАГО и КАСКО почти в два раза превышает среднюю убыточность по остальным программам. С другой стороны, именно на эти два вида приходится практически половина объема всех страховых взносов.
В частности, по словам специалистов САО «Экспресс Гарант», в 2005 году сумма страховых взносов составила более 350 миллионов рублей, страховых выплат — 132 миллиона рублей. Наибольший удельный вес в структуре страхового портфеля занимало имущественное страхование — около 80%, и страхование ответственности — 10%.
При этом около 50% от всех видов имущественного страхования составило страхование средств наземного транспорта (КАСКО). Убыточность по данному виду составила в среднем 65%. В группе физических лиц убыточность по КАСКО составляет 52%, в группе юридических — 70%.
По ОСАГО компания заключила более 13 тысяч договоров, убыточность в данном виде страхования составила 73%. В группе физических лиц убыточность по ОСАГО составляет 76%, в группе юридических лиц — 64%.
«Средняя убыточность по всем видам страхования составила 37%. Наиболее убыточными видами страхования оказались КАСКО в группе имущественного страхования, ОСАГО и страхование имущества юридических и физических лиц в группе страхования ответственности», — заключили в САО «Экспресс Гарант».
Исполняющий обязанности генерального директора ООО «Белая Башня и К» Дмитрий Мантусов отметил, что, по предварительным итогам деятельности компании, в 2005 году сумма взносов по всем видам страхования составила порядка 130 миллионов рублей. Сумма выплат (с учетом убыточности) — более 50 миллионов рублей.
«Самыми убыточными видами страхования традиционно являются ОСАГО и КАСКО (50%-70%), но, с другой стороны, именно эти виды страхования являются наиболее популярными у населения, — отметил Дмитрий Мантусов. — Наиболее рентабельными видами страхования для нашей страховой компании являются страхование жизни и здоровья, страхование личного имущества, страхование от несчастного случая. Рентабельность по этим видам страхования в 2005 году составила порядка 40%».
«По итогам деятельности предприятия в 2005 году сумма страховых взносов составила 132 миллиона 054 тысячи рублей, сумма выплат по страховкам 51 миллион 511 рублей», — сообщила главный бухгалтер ЗАО «Сибирско-Уральская страховая компания» Елена Камаева. — Самым убыточным видом страхования ежегодно является КАСКО — по предварительным подсчетам, убыточность этого вида страхования составляет порядка 60-70 %. Наиболее рентабельный вид страхования для нашей компании — страхование по ОПО. В 2005 году сумма взносов по этому виду страхования составила 2 миллиона 391 тысячу рублей».
При этом следует отметить, что добровольно с рынка страхования ОСАГО не ушла еще ни одна компания. Страховщики регулярно заявляют об убыточности программы, но от лицензий не отказываются. «Я не могу точно сказать, почему в таких условиях страховые компании не отказываются от лицензии на предоставление услуг по ОСАГО, — отмечает начальник отдела ОСАГО Екатеринбургского филиала ЗАО «Страховая группа «СПАССКИЕ ВОРОТА» Андрей Лапаев. — По моему мнению, обязательное страхование автотранспорта стало при этом своего рода имиджевой чертой страховщика. Если он не имеет права работать по ОСАГО, клиенты испытывают к нему меньше доверия».
тарифы
Региональные страховщики отмечают, что при вводе ОСАГО особенно нерационально были распределены территориальные коэффициенты. «Когда принимались те тарифные ставки, которые действуют сегодня, для УрФО не учли территориальный коэффициент. Поэтому если для московских страховщиков уровень убыточности составляет 30%-50%, то у страховых компаний нашего региона убытки достигают 90%», — считает директор управления развития страховой компании «Северная Казна» Наталья Вагина.
«Для многих городов был установлен слишком низкий коэффициент, — отмечает также Андрей Лапаев. — Например, в Москве он равняется 2, а в северных районах страны может не превышать 0,6. Это значит, что если в столице полис будет стоить 5 тысяч рублей, то в таких областях его стоимость будет в два раза ниже. Поэтому московские компании еще могут работать в предельно допустимых границах убыточности, а региональные страховщики уже их переходят. «Тарифы по ОСАГО нужно увеличить. Нельзя забывать, что уже сейчас в некоторых северных городах убыточность по этой программе достигает 120%.
В то же время, существует и другая точка зрения. По словам президента Группы «Росгосстрах» Данила Хачатурова, в настоящее время ОСАГО в РФ занимаются около 175 компаний. Уровень рентабельности в разных регионах страны отличается друг от друга, и в Урало-Сибирском регионе рентабельность ОСАГО действительно ниже, чем в Центральном округе России. В основном, рентабельность по ОСАГО для страховых компаний складывается за счет Центрального Федерального округа и, в частности, Москвы: в Москве и Московской области достаточно высокие тарифы, чтобы страховщики получали рентабельность от ОСАГО. Мировой уровень рентабельности по ОСАГО составляет порядка 3%, по России он тоже достаточно высок, чтобы не быть убыточным для страховых компаний.
Убыточность ОСАГО, по мнению Данила Хачатурова, можно объяснить тем, что с существующими мощностями страховщикам сложно заниматься массовыми видами страхования, и компании, по сути дела, жалуются на то, что необходимо делать большие финансовые вложения в строительство сети по обслуживанию, вкладывать средства в развитие центров урегулирования убытков. То есть, убыточность ОСАГО обусловлена недостаточным объемом изначальных инвестиций, вкладываемых страховыми компаниями в развитие сервисной сети.
тенденция к объединению
Убыточность ОСАГО и КАСКО имеет место на фоне роста требований к страховым компаниям со стороны государства. Напомним, что в 2005 году произошло очередное увеличение доли в уставном капитале страховщиков. В результате, ряд небольших компаний был вынужден перейти в более крупные структуры.
«Объединение ряда страховых компаний Уральского федерального округа привело к снижению количества игроков этого рынка примерно на 5%, — сообщил глава инспекции страхового надзора по Уральскому федеральному округу Владимир Островский. — Данная тенденция наблюдается по всей России. Процесс объединения и укрупнения компаний идет в настоящее время во всех отраслях экономики и в страховом бизнесе в том числе. Это связано с постепенным повышением требований к уставному капиталу, активам и размещению резервов, предъявляемых государством к страховщикам. Те участники рынка, которые не могут работать в новых условиях, объединяются с другими. Так, «Страховая компания правоохранительных органов» объединилась с компанией «Уралсиб». Я полагаю, что ряд страховщиков, занимающихся медицинским страхованием, предпримет попытки объединения».
Эксперты полагают, что сейчас на страховом рынке остаются те компании, у которых есть разветвленная сеть филиалов и которые могут себе позволить организовать точки продаж в районах, где сумма выплат немного ниже среднего уровня. По мнению страховщиков, это может привести к монополизации рынка. В частности ОСАГО, в конечном счете, будут осуществлять 5-10 крупных игроков.
Как сообщалось ранее, в 2005 году в Уральском федеральном округе были отозваны лицензии на осуществление страховой деятельности у 21 компании-страховщика, причем самой распространенной причиной отзыва лицензии стало невыполнение предписаний надзорных органов.
В указанный период вследствие невыполнения предписаний были лишены лицензий 5 страховщиков («Протекс», «Гранд Полис», «Злато-Макс», «Челябинская акционерная СК», «Западно-Сибирская транспортная СК»). По причине неустранений нарушений законодательства были отозваны лицензии у 3 компаний («Европейско-Азиатская страховая компания», «Сибирь», «Содружество»).
Невыполнение Федерального Закона № 172 от 10 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» послужило причиной отзыва лицензий у 3 компаний Челябинской области («ЖАСО-медицина», «Мега», «Снежинская МСК»).
Присоединение к другому игроку и отказ от страховой деятельности привели к уходу с рынка таких компаний как «Санта», «Трехгорный-Мед», «Панацея».
выводы
Государство увеличивает требования к страховщикам, ссылаясь на необходимость повышения уровня надежности данного вида услуг. И это действительно актуально, так как потребитель не должен сталкиваться с нечестными или неконкурентоспособными участниками рынка. С другой стороны, ряд аналитиков отмечает, что это неизбежно ведет к монополии, потому что работать в диктуемых сверху условиях смогут только крупные федеральные компании.
Укрупнение страхового бизнеса уже идет, в том числе и на территории УрФО, одновременно региональные страховщики сталкиваются с проблемой убыточности двух самых востребованных видов страхования: КАСКО и ОСАГО. Страхование ответственности в целом не является популярным видом у населения Российской Федерации, однако ОСАГО как обязательная программа, конечно, привлекает большую долю клиентов. Но, при наличии низкой тарифной ставки (так считают страховщики), даже массовость взносов не спасает компании от убыточности. При этом ряд участников федерального рынка отмечает, что убыточность является следствием недостаточного объема инвестиций со стороны самих игроков. И мы возвращаемся к вопросу об укрупнении бизнеса, так как эксперты полагают, что вкладывать крупные средства в развитие сети могут только компании федерального масштаба.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ООО «Белая Башня и К»: Убыточность ОСАГО составляет порядка 50 – 70 %
- САО «Экспресс Гарант»: Страховые выплаты нашей компании в 2005 году состави ...
- По мнению страховых компаний, самыми убыточными являются ОСАГО и КАСКО, но, ...
- Екатеринбургский филиал ЗАО «Страховая группа «СПАССКИЕ ВОРОТА»: В некоторы ...
- ЗАО «Сибирско-Уральская Страховая компания»: По предварительным подсчетам у ...