Директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин: Рейдерство способно нанести огромный урон бизнесу, вплоть до перехода его от законных владельцев к захватчикам

6 марта 2006 (09:30)

УрБК, Екатеринбург, 06.03.2006. «По нашему мнению, сегодня практика недружественных поглощений распространена всё-таки меньше, чем в начале и середине 90-х, поскольку одной из основных причин легкости таких действий в то время являлось крайнее несовершенство законодательной базы и частое наличие в руководстве или в числе собственников компаний-целей так называемых «красных директоров», то есть менеджеров, зачастую неграмотных в вопросах менеджмента и корпоративного управления. Также на пользу идёт и уменьшает возможности рейдеров улучшение прозрачности компаний, в том числе и участившаяся практика IPO», — рассказал УрБК директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин.

«Однако говорить о том, что рейдерство есть пережиток прошлого не в коем случае нельзя. Во-первых, ещё сохраняются значительные проблемы как с коррупцией чиновников, судей и правоохранительных органов, которые за взятки готовы помочь рейдерам. Во-вторых, ещё есть немало пробелов в действующем законодательстве. И если законы, касающегося акционерного права в последнее время корректируют, то решение проблемы с коррупцией пока не намечается. Всё же можно сказать, что рейдерство теперь приняло более цивилизованные формы, а внимание рейдеров переключается с крупных активов, где структура бизнеса и собственности уже сложилась, а собственники имеют ощутимый административный ресурс, на предприятия среднего и мелкого бизнеса, расположенные в регионах России.

Фактически «рейдерский захват» и «недружественное поглощение» являются синонимами. Хотя иногда под термином «рейдерский захват» может пониматься более широкий спектр действий, в том числе и незаконных или не совсем законных. А «недружественное поглощение» чаще включает скорее поглощение преимущественно законными методами (например, скупка акций) с целями, идущими в разрез с интересами сегодняшних владельцев собственности и менеджмента», — отметил В. Калугин.

«Рейдерство, особенно учитывая его главным образом «серую», связанную с коррупцией специфику, способно нанести огромный урон бизнесу, вплоть до перехода его от законных владельцев к захватчикам. При этом стоит учитывать, что после захвата может быть произведено разделение фирмы на части с их последующей перепродажей. Также сам бизнес может быть свёрнут — если, например, продажа земля или зданий, занимаемые фирмой, с точки зрения получения немедленной сверхприбыли выглядит для рейдера привлекательнее, чем развитие или продажа самого бизнеса.

Даже если рейдерская атака не завершилась успехом, отражение ее, как правило, способно парализовать деятельность предприятия, повлечь издержки от простоя и участия в бесконечных судебных тяжбах, оттолкнуть существующих и потенциальных клиентов и контрагентов.

Для правовой же системы ущерб состоит в том, что право частной собственности на активы при рейдерской атаке, по сути, обходится с той или иной степенью соответствия закону.

Сейчас существуют разные способы противостояния рейдерам. Прежде всего, руководство предприятия должно осознавать проблему и предпринимать действия по защите. К таким действиям относится создание более прозрачной структуры собственности, устранение «серых» схем ведения бизнеса. Однако пока существует огромный уровень коррупции, апеллирование к закону в случае рейдерской атаки обычно будет заканчиваться фиаско. К сожалению, по опыту известно, что наиболее эффективной защитой от атаки является пока лишь использование административного ресурса», — заключил В. Калугин.


Другие материалы по теме: