«Уральский рабочий», Виктор Клочков пишет: «Обессоливание организма»

7 марта 2006 (11:00)

Первым дефицит соли на себе ощутили хозяйки, и потому справедливо, особенно в канун женского праздника, что они первыми и узнают о результатах журналистского расследования по этому поводу. Тем более что антимонопольная служба обещает обнародовать свои выводы лишь в середине марта.

Хотя в Свердловской области цена на соль скакнула раз в пять-шесть, но есть регионы, к примеру Воронежская область, где рост раза в два больше нашего. А в Москве скупили черную морскую соль по 300 рублей за килограмм, о существовании которой многие, в том числе и я, даже не подозревали.

Но что самое удивительное — соли в России хоть завались. Так, годовое ее потребление в стране составляет 500 тысяч тонн. Тогда как, к примеру, суммарные мощности только двух отечественных производителей — «Илецксоли» и «Тыретского солерудника» — при полной их загрузке могут выдать четыре годовых объема потребления. Это если не считать поставок с Украины и Белоруссии.

В Екатеринбурге в самый разгар солевой лихорадки запасы этого продукта составляли 300 тонн, а вагоны с ним ежедневно продолжали поступать. Но тем не менее никакие увещевания брать по килограмму соли в одни руки не помогли.

— То, что соль сметают с прилавков, неудивительно, — говорит директор Института психологии и психотерапии Александр Махнач. — Ведь соль — не просто продукт, а «народная примета». У нас на уровне «генетической памяти» это засело: если уж соль нельзя купить, то что же дальше будет?! Перебои с солью (настоящие или мнимые) — это как подтверждение худших опасений. И народ скупает соль не потому, что без нее не обойтись. А потому, что, лишившись соли, он потеряет последнюю надежду.

В связи с чем возникают резонные сомнения в результатах социологических исследований, которые показывают, что в последнее время у россиян растут позитивные ожидания. Во всяком случае оказывается, что раскачать российское общество по-прежнему нетрудно. Что дает поле деятельности для экстремистов различных мастей и не может не вызывать тревоги у действующей власти.

Ну а теперь о том, кому все это было нужно и зачем.

И чтобы разобраться, вспомним, как все началось. И поможет нам в этом коммерческий директор украинской «Артемсоли» Александр Затуранов. Его комбинат попал, что называется, под раздачу, и потому здесь особенно пристально следили за ситуацией.

— В первых числах февраля в Новомосковске один из чиновников заявил по ТВ, — говорит А. Затуранов, — что Украина может ответить на подорожание газа повышением цен на товары первой необходимости, в том числе и на соль.

Традиционно с целью экономии транспортных издержек соль в центральную и западную части России завозится с Украины. Там ее производит крупнейший на постсоветском пространстве комбинат «Артемсоль». Украинская соль дешевле российской, фактически ее цена равна стоимости упаковки в которую она расфасована. И потому неудивительно, что на территории до Урала доля «Артемсоли» на российском рынке составляет 50-—90 процентов.

Естественно, что российским соледобытчикам это не нравилось. И где-то с конца 90-х годов они требуют провести антидемпинговое расследование против украинских солепоставщиков. Потому как действуют они на российском рынке как монополисты.

Так, многие российские дилеры «Артемсоли» жалуются, что украинцы заключают только годичные контракты. И продлевается договор лишь в том случае, если фирма за год увеличила вдвое объем продаж артемовской соли.

Причину же низкой стоимости украинской соли российские конкуренты видят в том, что ее зачастую ввозят без уплаты таможенных пошлин. Один из приемов — на границе пересыпать соль из украинских вагонов в российские. После чего трудно доказать импортное происхождение товара.

Еще древние говорили: ищи виновника случившегося среди тех, кому это принесло наибольшую выгоду. Так вот, в результате «соляного бума» российские производители получили практически все, чего добивались многие годы.

Ведь российские граждане запаслись солью месяца на три вперед, а то и на год. И при этом они изрядно переплатили, что не могло не вызвать неприязни к украинским поставщикам. (А чья это соль, было старательно доведено до населения.) И хотя российские производители тоже понесут потери, так как продажа соли резко упадет, но меньше, чем украинские. Как говорилось выше, та же «Артемсоль» занимает львиную долю российского рынка и пострадает больше.

Хотя и утверждается, что цена на соль вернется к прежнему уровню, но это вряд ли. Во всяком случае повсеместно и повсюду этого не произойдет.

Тем самым ранее более дорогая российская соль сможет конкурировать с украинской на отечественном рынке. А там подойдет и вступление во Всемирную торговую организацию. И цену на соль придется подтягивать к европейской — 150 долларов за тонну.

Ну и произошло самое желанное для российских производителей соли. Государство наконец увидело, что по этому предмету первой необходимости оно находится в зависимости от не совсем дружественной Украины, и теперь будет вынуждено задуматься о «соляной безопасности».


Другие материалы по теме: