«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Инфляция как поле боя за модель экономики»
16 марта 2006 (11:56)
Как мы с вами и предполагали (см. «BE» за 11 марта, «Больше государства — выше инфляция?»), на вчерашнем заседании Правительства РФ, посвящённом определению мер, «направленных на снижение темпов роста потребительских цен» — так вопрос был обозначен в повестке, — никаких оргвыводов и кадровых перемен не случилось. Премьер Михаил Фрадков в отсутствие слёгшего в больницу с воспалением лёгких министра финансов Алексея Кудрина другой кандидатуры для проработки не нашёл. Подозреваю, и не искал. Скорее всего, эту охотку у него отбила состоявшаяся накануне встреча с Президентом, явно нацеленная на установление в Правительстве баланса сил, который бы позволил Кабинету в едином порыве навалиться на инфляцию, чтоб не зашкаливала за плановые параметры, — к чему премьер вчера и призывал.
Подтвердился и другой наш посыл: государство не решается отпускать экономические вожжи и собирается ужесточать меры против роста инфляции за счёт ещё большего контроля бизнеса; и оно по-прежнему не знает, как распорядиться потоком дешёвых денег за нефть и ещё более дешёвыми — за газ. В отношении последнего предлагается даже такая экстравагантная мера, как привязка налога на добычу полезных ископаемых к мировым ценам, то есть речь идёт об увеличении налогового бремени для газодобывающих концернов. Мысль прослеживается такая: нечего газовикам вбрасывать в экономику страны деньги без бюджетной промывки, пусть больше средств аккумулируется в Стабилизационном фонде. Не случайно одной из главных мер для сдерживания инфляционных процессов и министр экономического развития и торговли Герман Греф, и Минфин, от которого держала речь заместитель министра Татьяна Голикова, считают усекновение неоправданных товарной массой бюджетных расходов.
Действительно, коль скоро дополнительный выброс на внутренний рынок каждых 250 млрд. рублей даёт, по расчётам специалистов, прирост темпов инфляции на 1% в год, то не лучше пожертвовать теми же социальными расходами, урезав их — сразу процентов на 40? Во всяком случае вчерашние правительственные предложения о новой методике расчёта бюджета находятся где-то в данной плоскости. Предлагается, например, не включать в доходную часть бюджета страны те же доходы от сверхвысоких цен на нефть и газ — а мы знаем, что «социалка» финансируется в основном исходя из этих поступлений.
О том, что нас ждёт строжайший режим экономии, свидетельствуют и некоторые другие из обозначенных пока вчерне (окончательно доработать антиинфляционные меры Кабинет обязался к 17 апреля) предложений. Например — ограничить рост зарплаты сотрудников государственных компаний. Отказываясь инвестировать баснословный (почти 1,5 трлн. рублей) Стабилизационный фонд внутри страны и искусственно укрепляя рубль, легко обнажить оборотную сторону процесса: снижение конкурентоспособности российских товаров против импорта, спад производства и, соответственно, падение уровня заработной платы.
Среди предполагающихся мер мало чего, на мой взгляд, радикального — схемы общеизвестные и привычные. Да, антимонопольные службы и милиция уже в ближайшие 2—3 недели должны будут провести проверку продовольственных рынков во всех регионах, чтобы не допустить искусственного повышения цен на сельхозпродукцию (видимо, соль ещё на ранах министров - возьмутся теперь и за сахар). Отменят импортные пошлины на нефтепродукты и договорятся, как мы и прогнозировали, с отечественными нефтяниками о цене бензина и ГСМ. Такие же переговоры ждут, судя по тону членов Кабинета, монополистов сферы ЖКХ. Возможно, их даже заставят в обозримом будущем «расчлениться» в приказном порядке.
Однако меня никак не покидает вопрос: а где же здесь экономика? Куда ни кинь -всюду административные методы, которые можно было и вчера, и позавчера применить, и даже непонятно, почему не применяли и как допустили дело до правительственных разборок. В общем, убеждаюсь я, мы с вами были правы в главном: единой экономической стратегии наверху нет, есть пока лишь борьба за выбор какой-нибудь из её моделей.
Подтвердился и другой наш посыл: государство не решается отпускать экономические вожжи и собирается ужесточать меры против роста инфляции за счёт ещё большего контроля бизнеса; и оно по-прежнему не знает, как распорядиться потоком дешёвых денег за нефть и ещё более дешёвыми — за газ. В отношении последнего предлагается даже такая экстравагантная мера, как привязка налога на добычу полезных ископаемых к мировым ценам, то есть речь идёт об увеличении налогового бремени для газодобывающих концернов. Мысль прослеживается такая: нечего газовикам вбрасывать в экономику страны деньги без бюджетной промывки, пусть больше средств аккумулируется в Стабилизационном фонде. Не случайно одной из главных мер для сдерживания инфляционных процессов и министр экономического развития и торговли Герман Греф, и Минфин, от которого держала речь заместитель министра Татьяна Голикова, считают усекновение неоправданных товарной массой бюджетных расходов.
Действительно, коль скоро дополнительный выброс на внутренний рынок каждых 250 млрд. рублей даёт, по расчётам специалистов, прирост темпов инфляции на 1% в год, то не лучше пожертвовать теми же социальными расходами, урезав их — сразу процентов на 40? Во всяком случае вчерашние правительственные предложения о новой методике расчёта бюджета находятся где-то в данной плоскости. Предлагается, например, не включать в доходную часть бюджета страны те же доходы от сверхвысоких цен на нефть и газ — а мы знаем, что «социалка» финансируется в основном исходя из этих поступлений.
О том, что нас ждёт строжайший режим экономии, свидетельствуют и некоторые другие из обозначенных пока вчерне (окончательно доработать антиинфляционные меры Кабинет обязался к 17 апреля) предложений. Например — ограничить рост зарплаты сотрудников государственных компаний. Отказываясь инвестировать баснословный (почти 1,5 трлн. рублей) Стабилизационный фонд внутри страны и искусственно укрепляя рубль, легко обнажить оборотную сторону процесса: снижение конкурентоспособности российских товаров против импорта, спад производства и, соответственно, падение уровня заработной платы.
Среди предполагающихся мер мало чего, на мой взгляд, радикального — схемы общеизвестные и привычные. Да, антимонопольные службы и милиция уже в ближайшие 2—3 недели должны будут провести проверку продовольственных рынков во всех регионах, чтобы не допустить искусственного повышения цен на сельхозпродукцию (видимо, соль ещё на ранах министров - возьмутся теперь и за сахар). Отменят импортные пошлины на нефтепродукты и договорятся, как мы и прогнозировали, с отечественными нефтяниками о цене бензина и ГСМ. Такие же переговоры ждут, судя по тону членов Кабинета, монополистов сферы ЖКХ. Возможно, их даже заставят в обозримом будущем «расчлениться» в приказном порядке.
Однако меня никак не покидает вопрос: а где же здесь экономика? Куда ни кинь -всюду административные методы, которые можно было и вчера, и позавчера применить, и даже непонятно, почему не применяли и как допустили дело до правительственных разборок. В общем, убеждаюсь я, мы с вами были правы в главном: единой экономической стратегии наверху нет, есть пока лишь борьба за выбор какой-нибудь из её моделей.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков поручил Минфину и Минэкономраз ...
- «Комсомольская правда», Евгений Анисимов пишет: «Кнут для бизнеса уже был. ...
- «КоммерсантЪ»: Михаил Касьянов ознакомился с проектом бюджета-2003
- Алексей Кудрин: Бюджет 2002 года является ключом экономического развития Ро ...
- Правительство и ЦБ не будут менять прогноз инфляции на 2005 год