Укрупнение по-русски

Что делают свердловчане в Челябинске и Кургане? Называется это бизнесом, инвестированием, поглощением, экстремизмом или запущена государственная программа укрупнения регионов? И если последнее верно, то почему такими способами?

Слухи об укрупнении Свердловской области за счет Курганской общественному мнению понравились, их обсудили, развили и даже превратили в конкретные действия. Вспомним. Еще в начале девяностых Владимир Жириновский предложил отказаться от национальных республик, разбить Россию на 100 губерний, вернувшись к имперскому делению страны. Позже Жириновский объединил две идеи — уравнивание регионов и их сокращение.

Министерство национальностей РФ в своих недрах выработало план укрупнения регионов и даже начало его осуществлять. На Урале пропагандировалась идея создания Уральской республики в составе Свердловской и Курганской областей и части Ханты-Мансийского округа. В Ханты-Мансийске до сих пор с содроганием вспоминают Антона Бакова.

Другой вариант Уральской республики осуществлял свердловский глава администрации Эдуард Россель. Вслед за ним подобные республики провозгласили в Челябинске и ряде российских областей. Росселя обвинили в сепаратизме (!) и сняли с работы. Остальных глав администраций тоже хотели снять, но простили.

Передел федерации

В середине девяностых страна увлеклась местным самоуправлением и на несколько лет забыла про свои глобальные планы перекройки административного деления. После кризиса 1998 г. подобные разговоры вспыхнули вновь. «КоммерсантЪ» публикует — явно с подачи Кремля — план новых российских регионов. Подобные планы существовали в нескольких вариантах. По всему выходило, что Свердловская область будет объединена с Пермской, как это было исторически во время царской России. Но несмотря на уверения, что укрупнение произойдет вот-вот, оно так и не случилось.

Стало понятно, что Борис Ельцин уже ничего менять не будет — ни на карте, ни где бы то ни было еще. Между тем назрели серьезные изменения Конституции РФ. Казалось, что после досрочной отставки Ельцина процесс изменения Конституции пойдет быстрее, в том числе он заденет и границы субъектов федерации. Однако во время президентской кампании Путина получила развитие другая идея — создание федеральных округов. Она тоже появилась не просто так: создание генерал-губернаторств было параллельным (или составляющим?) планом укрупнения регионов. В более мягкой форме. Эту идею Путин реализовал на пятый день после инаугурации.

Зимой прошлого года появилась информация, что готов Указ Президента об объединении Свердловской и Курганской областей. Поначалу в это никто не поверил, полпред Латышев назвал это полным бредом, а Государственная Дума разрешила губернаторам идти на третий срок, что автоматически отодвинуло идею укрупнения регионов. Но утечка информации из очень осведомленных источников подтверждала, что процесс запущен. Когда депутаты опомнились и запретили третий срок, именно идея укрупнения регионов стала главной в обсуждении планов политического будущего ряда губернаторов, в том числе Э. Росселя.

Новый регион

Полпред Латышев признал, что такой план существует (надо понимать, опять же с подачи Кремля), но он касается объединения Челябинской и Курганской областей. Но в мае 2001 г., всего месяц назад все встало на свои места. По информации из осведомленных источников спор Екатеринбурга и Челябинска о Кургане решился, практически не начавшись: объединяют все три субъекта Федерации. Вариант с Пермским объединением стал выглядеть сомнительно сразу же после введения федеральных округов, когда две родственные области оказались в разных округах, вернее, Пермь насильно присоединили к Поволжью.

При этом сведущие люди вновь вспомнили идею Большого Урала: объединение Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Оренбурга, Кургана, Башкортостана в один мощный регион. Прецедент существовал в двадцатые годы прошлого века. Идея с Большим Уралом тогда руководству не понравилась.

Эдуард Россель на экономическом форуме в Екатеринбурге выступил с идеей создания тридцати регионов вместо восьмидесяти девяти. Неделей раньше с такой же идеей выступил главный идеолог укрупнения и главный глашатай непростых общественно-значимых идей В. Жириновский. Жириновский говорил об этом на съезде ЛДПР. Курс взят!

Этот исторический экскурс показывает, что укрупнение регионов имеет под собой практический расчет (сильные объединяются со слабыми и тащат их на себе) централизовать и укрепить власть. Почему же Кремль боится напрямую заявить о своих планах?

По российскому законодательству изменение границ и статуса субъекта федерации или муниципального образования может произойти только после проведения референдума. Представляете, 89 референдумов по всей стране!? Бешеные деньги, изнурительная работа, гарантированные поражения в ряде субъектов федерации, половинчатость реформ и т.п. Есть более простой, как нам кажется, удобный и дешевый путь: Конституцию страны также принимают на референдуме. Нужно вынести текст Конституции на всенародное обсуждение, предложить помимо всего прочего укрупнить регионы, дать им названия и одним ударом покончить со всем. Выиграть один референдум значительно проще, чем 89, — тут есть возможность для приведения результатов голосования к нужному результату, и технологии проще, и время выигрывается. Конституцию готовят, постепенно обсуждая на разных уровнях различные новые и очень спорные моменты (например, срок президентской власти, земельный кодекс, органы государственной власти, местное самоуправление и т.д.), сейчас нет смысла менять Конституцию постепенно, проще это сделать одним ударом. И этот удар должен произойти в 2003 г.

Присоединение

А что пока? А пока началась разведка боем. Есть все основания считать, что собственнические конфликты между свердловчанами и челябинцами в Челябинской области инициированы как начало кампании по присоединению к северным соседям территории Челябинской области. В Кургане положение проще: бедность, может, и не порок, но и права голоса у бедных нет. Там весьма активную деятельность развили Андрей Козицын и Павел Федулев. Последний даже провел своего человека — Вихарева — в Совет Федерации от Курганской области. Нечто подобное, только в форме тяжелых боевых действий, происходит и в Челябинске. («VIP-консультант» еще обратится к собственническим конфликтам в Челябинской области, которые будут соотнесены с планами Росселя остаться губернатором на третий срок.)

Вне всякого сомнения, эти планы можно считать главной политической темой последнего месяца. Когда Государственная Дума решила захлопнуть калитку перед рядом губернаторов, в том числе и перед Росселем, она фактически инициировала поиск этими губернаторами новых форм правления. Поскольку всем дирижирует Кремль, то, надо полагать, дирижерская палочка отвела Росселю роль одного из главных лоббистов укрупнения регионов, и не просто лоббиста — технолога. Иными словами, Россель может уже в ближайшее время начать наступление на южных соседей, причем по всем фронтам. Время удобное, у Росселя есть все условия: деньги на кампанию (УГМК, Синарский трубный завод), карт-бланш Кремля, идеолог Гайда, раздрай и практическое безвластие в Челябинской области, где уменьшается влияние Сумина и так и не появился круг вторых лиц (их разогнал сам Сумин). Осталось убедить общественное мнение, под прикрытием различных конфликтов войти в область — и взять ее. У Росселя нет главного — времени. Сам Россель отвел на процесс укрупнения 10-15 лет. Но оно необходимо уже через два года: Путину — чтобы победить в 2004 г. и не на четыре года, а на семь, а Росселю — чтобы отдать свой пост в Свердловской области и практически тут же выиграть выборы губернатора новой области. Самое опасное для Росселя — временной люфт 2003 г., когда можно отдать пост, но ничего не получить взамен. Есть и другие опасности, но Росселю терять уже нечего. А потому вскоре можно будет провозгласить свердловскую экспансию в соседние регионы. Это будет бросок на юг. Почти отставленный, по мнению осведомленных наблюдателей, Сумин уже назвал это свердловской агрессией.

Мы всегда реформировались тяжело, долго и дорого. Реформа административного деления не станет исключением.


Другие материалы по теме: