«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «От Уктуса бы до ВИЗа — на метро»

24 марта 2006 (10:54)

Вчера достоянием гласности стал конфликт, касающийся системы оплаты проезда в московском метрополитене, когда действие проездных билетов ограничено. По мнению адвокатов, отстаивающих права пассажиров уже в Верховном суде РФ, из-за требования использовать карточки в строго оговорённые сроки (скажем, на 1 — 2 поездки — в течение трёх дней; иные — в течение месяца) примерно 5—15% прибыли метрополитен получает фактически незаконно, за услуги, которые не были оказаны. Ведь «просроченные» билеты автомат бракует, и гражданам необходимо приобретать новые.

Факт любопытный. Он касается и многих екатеринбуржцев, частых гостей первопрестольной: у приезжих, понятно, билеты на метро «сгорают» чаще, чем даже у москвичей. Но ещё больший интерес вызвала у меня статистика, приведённая защитниками наших прав. Оказывается, московская подземка, по оценкам 2004 года, принесла 11 млрд. рублей дохода!

Хватает ли это на содержание сложного подземного хозяйства и строительство новых линий? Вполне вероятно, на всё задуманное — нет. И потому прибыльное предприятие получает всё больше средств из федерального бюджета (то есть не считая бюджета самой Москвы). Нынче рост финансирования практически двукратный, в 2006 году московское метро получит 1,77 млрд. рублей.

Можно было бы порадоваться, но ведь кроится весьма ограниченный финансовый ресурс. Москвичи получат половину всех денег, которые Федерация тратит на развитие подземок. Санкт-Петербургу перепадает пятая часть этих средств — 744 млн. рублей. Остальным же 9 городам, где метро (к нему приравнен скоростной волгоградский трамвай), остаются поистине крохи: Екатеринбургу, например, 107 млн. рублей — меньше только в Уфе. В то время как Казани в дополнение к плановому федеральному финансированию выделялось ещё и дополнительное — 900 млн. рублей. Кто был там на юбилее и после, видел, какое чудо сотворили эти деньги — пять новеньких, с прихотливыми, на восточный лад, интерьерами станций.

Ситуация явно несправедливая. Екатеринбург уже четвёртый город страны по населению, он задыхается из-за транспортных проблем. А наш метрополитен, отмечающий нынче 15-летие, остаётся в Книге рекордов Гиннесса как самая короткая действующая линия подземки в мире (всего 9,5 км)!

Примечательно и другое. Специальной программой развития метрополитенов России до 2015 года установлен минимальный объём ежегодного финансирования каждого из метро — 1 млрд, рублей. Из трёх бюджетов: федерального, регионального и городского. Но в 2005 году метростроители Екатеринбурга освоили лишь 414 млн. рублей, а в план 2006 года записали 455 млн. Да и откуда взяться иным цифрам? Единственный субъект финансирования, который все годы после принятия федеральной программы исправно выполняет свои обязательства, — муниципалитет. В последнее время поступают средства и из области. А недавно глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий обсуждал с председателем правительства области Алексеем Воробьёвым возможность выделения 600 млн. рублей. И есть надежда, что метростроители эти деньги получат. Но и их абсолютно недостаточно, чтобы сделать на трассе подземки необходимый рывок. Более того, при существующем финансировании придётся, скорее всего, даже отступать: скажем, участок «Геологическая» — «Чкаловская» рассчитывали ввести в эксплуатацию в 2007 году, а теперь пуск может быть отложен до конца 2008 года.

Очевидно, что без увеличения государственной поддержки развитие екатеринбургского метрополитена невозможно. Этот вопрос администрация города чётко сформулировала перед областными властями. Состоялся предметный разговор. Надо отдать должное, реакция положительная. Так, депутаты Законодательного собрания решили разработать и принять областную целевую программу строительства метрополитена. Они надеются на её основе договариваться с Федерацией о выделении финансов на. паритетных началах. Кроме того, как сообщил департамент информации губернатора, Эдуард Россель на днях озвучил проблему министру экономического развития и торговли Герману Грефу; министр обещал поспособствовать выделению денег. Хорошо, коль сдержит слово.

Но проблема, на мой взгляд, принципиальная: либо мы ещё лет ...дцать движемся на метр в год, либо наваливаемся всем миром и махом одолеваем две, а то и три подземные нитки.


Другие материалы по теме: