«Уральский рабочий», Владимир Семенихин пишет: «Рост энергетики застрял... в трубе. Благие пожелания опять не совпали с возможностями»

24 марта 2006 (10:50)

Коль Россия примеряет на себя роль ведущего мирового поставщика энергии, Свердловской области, как одному из наиболее продвинутых, промышленно развитых регионов, нужно непременно стать активным участником той программы, которую президент Владимир Путин намерен предложить членам «Большой восьмерки».

— Потребность в электроэнергии будет год от года возрастать, поэтому тот, кто раньше займется развитием генерирующих мощностей, будет иметь приоритет в дальнейшем, — так сформулировал цель работы председатель областного правительства Алексей Воробьев, открывая научно-практическую конференцию, посвященную разработке стратегического плана развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на 2006—2015 годы.

Сколько строить в ваттах?

Наиболее напряженная ситуация с энергоснабжением сложилась в главных промышленных центрах области, где к тому же находятся самые старые, зачастую еще довоенной постройки, электростанции. Поэтому, с учетом растущих потребностей и выбывающего из строя изношенного оборудования, подсчитали, что до 2015 года необходимо прежде всего ввести новые мощности в Серовско-Богословском и Нижнетагильском промышленных узлах (по 600 МВт). Тысячу мегаватт требует растущий как на дрожжах Екатеринбург, увеличиваются потребности у Первоуральска, Полевского, Каменска-Уральского. Плюс новый реактор БН-800, который все же будет через год-другой построен на Белоярской станции, итого, по подсчетам областного правительства, за десять лет нам предстоит ввести в эксплуатацию новые генерирующие мощности на 4 тысячи мегаватт.

Однако, как сообщил на заседании рабочей секции представитель Объединенного диспетчерского управления Урала, существующие линии электропередачи и подстанции способны обеспечить ввод не более ста мегаватт в год — больше они просто не выдержат. Значит, в это же время нужно модернизировать и сетевое хозяйство.

Впрочем, цифры эти относительны, ибо сегодня каждый участник рынка, в том числе и рынка энергии, действует обособленно, не вполне представляя полную картину. Как считает, например, представитель агентства по прогнозированию балансов электроэнергетики (дочернего предприятия РАО ЕЭС) Елена Назарова, прозвучавшая на конференции программа... избыточна. Вообще нельзя рассматривать проблему в рамках одной лишь Свердловской области. К примеру, через пару лет будет введено 800 МВт на Пермской ГРЭС, соответственно встает вопрос: а надо ли вести строительство в Серовско-Богословском узле, если можно будет перебросить электроэнергию из Пермского края?

Вообще, резюмировал главный энергетик Свердловского филиала ТГК-9 Леонид Соловьев, «большая энергетика не может быть даже региональной — она должна быть национальной». Госплан нужен! Наверное, энергетическим предприятиям, до чубайсовского реформирования входившим в единую структуру, стоило «размежеваться», чтобы это осознать.

Где взять деньги?

Пожалуй, и этот вопрос в рамках единой энергосистемы решился бы куда проще: государство выделило бы необходимые средства и регулировало бы своевременность их поступления на разные объекты. В сегодняшней ситуации на госфинансирование можно рассчитывать разве что в самой незначительной мере. Основным источником должны стать частные инвестиции — как деньги энергетических компаний, так и сторонних инвесторов, к примеру промышленных холдингов, заинтересованных в надежном энергоснабжении производства.

Правда, государство должно сыграть свою регулирующую роль, обеспечив гарантии возврата частных инвестиций, прежде всего с помощью тарифной политики. Хотя у нас и без того даже для алюминщиков, которым всюду в мире предоставляют льготы, киловатт-час стоит 2 цента. При этом, как подсчитал представитель КЭС-холдинга Олег Будилов, проект реновации Богословской ТЭЦ окупится за счет тарифа только через 22 года, и то при условии, что тариф достигает 5 центов.

А деньги на реализацию стратегического плана нужны немалые — около 6 миллиардов долларов (132 млрд рублей на генерацию и 25 млрд — на развитие сетевого хозяйства).

Кстати, что любопытно, глава КЭС-холдинга Михаил Слободин, в своем выступлении расписавший Свердловскую область как регион с уникальной инвестиционной привлекательностью и щедро посуливший вложить в ее энергетику аж целый миллиард рублей в течение пяти лет, на пресс-конференции заявил:

— На самом деле большинство заявленных сегодня проектов — только проекты. Не факт, что они будут реализованы, потому что за них могут не проголосовать инвесторы. Эти деньги надо еще найти!

Не пролезем по диаметру

Еще один сюрприз разработчикам стратегии развития электроэнергетики «преподнесли» газовики. Вроде и потребители, и производители, и власти сошлись во мнении, что 4 гигаватта за десять лет — будет как раз в аккурат. И вдруг в ходе обсуждения выяснилось, что на такое количество электроэнергии в Свердловской области просто... не хватит газа. Сегодня регион потребляет 19 миллиардов кубометров голубого топлива в год, а предельная цифра — 23 миллиарда. Больше просто труба не пропустит. А этого резерва хватит лишь на тысячу дополнительных мегаватт, не более.

Как быть? Министр промышленности и энергетики Владимир Молчанов предлагает экономить: по его словам, современные парогазовые установки позволяют сжигать для производства того же количества энергии в три раза меньше газа, чем действующее оборудование. Генеральный директор ООО «Уралтрансгаз» Давид Гайдт вообще пожимает плечами: мол, сначала стоило бы с нами эти проекты согласовать, все посчитать, а потом уже заявления делать. Кстати, лет через двадцать газ в российских недрах вообще может закончиться, и что тогда делать с ПГУ, которых мы нынче понастроим?

Вообще-то стратегически мыслящие ученые давно говорят, что газ — это сырье для будущих поколений, сжигать такую ценность просто преступно. На наш век хватит угля, но наиболее перспективной является на сегодня атомная энергетика. Но это уже другая тема.

цифры

Установленная мощность электростанций Свердловской области — 9227 МВт, в том числе 12 электростанций, принадлежащих РАО ЕЭС — 8200 МВт, Белоярской атомной станции — 600 МВт.

Суммарное энергопотребление области в 2005 году составило 43,7 млрд киловатт-часов.

в тему

Энергетика и «авось»

Нижний Тагил. Минувшая зима надолго останется в памяти жителей поселка Старатель. В лютые морозы на местной подстанции вышли из строя два трансформатора.

Гендиректор ОАО «Свердловэнерго» Владимир Кальсин назвал ситуацию неординарной. Сама подстанция, введенная в строй в 1978 году, олицетворяла все технические недостатки, которые рано или поздно должны были обнаружить себя. Энергоблок не был снабжен выключателем в зоне подачи напряжения 110 киловатт, что обусловило уязвимость трансформаторов в критический момент. Силовые и контрольные кабели сосредоточены в одном металлическом лотке. А в этом варианте при повреждении силового кабеля неизбежно дает сбой контрольный. В итоге — защита не срабатывает. Так или иначе, а большой микрорайон в пик морозов остался без света и тепла. Пожар на подстанции нанес большой материальный и моральный ущерб — и населению, и власти, поскольку ЧП произошло в разгар реформирования ЖКХ.

Сегодня подстанция «Старатель» реконструируется. Она позволит, хочется верить, наделить энергетическое сердце микрорайона таким запасом надежности, при котором любой «авось да небось» будет исключен по определению.

Без инвестиции невозможно обеспечить надежность энергоснабжения муниципалитетов. Перманентный рост тарифов на электроэнергию, конечно, в какой-то степени приближает решение проблемы, но этот резерв уже почти исчерпан из-за ограниченных материальных возможностей граждан. Требуется найти баланс интересов государства и общества. Иначе та же энергетическая система вполне может быть разрушена масштабной «вольтовой дугой». Нечто подобное в столице России уже было...

А в Нижнем Тагиле депутаты и глава города по сей день не могут принять бюджет на 2006 год. Все уперлось в 180 миллионов рублей. Мэр настаивает на включение такой суммы в главный финансовый документ города, депутаты против, поскольку усматривают нецелевое расходование бюджетных средств. 180 миллионов — сумма кредиторской задолженности муниципальных предприятий перед поставщиками тепло- и электроэнергии. На самом деле долги еще больше, если учесть задолженность и перед другими поставщиками тепла — Уралвагонзаводом, НТМК.


Другие материалы по теме: