«Ревизор», Василий Казанцев пишет: «Дарт Рейдер наносит ответный удар»

10 апреля 2006 (11:04)

Возраст

Среднестатистический русский рейдер очень молод, расцвет его активности приходится на 25 лет. Впрочем, как и западный: ведь и у них, и у нас выпускник вуза в первый год работы точно не заработает золотых гор честным путем. Однако зарабатывать приличные суммы западный выпускник сможет, если станет банкиром - или рейдером, поскольку в мире такая деятельность имеет не только криминальную, но и легальную форму. Достаточно вспомнить обаятельного Ричарда Гира, легким жестом скупавшего долги и акции несостоятельных предприятий, которые затем столь же свободно перепродавались. Правда, герой Гира был уже в годах, но это указывает на то, что и в старости лет рейдер найдет, чем обеспечить и себя, и приглянувшуюся красотку.

Можно выделить две возрастные группы рейдеров: «молодые специалисты» (до 30 лет) и работодатели —- владельцы крупных холдингов (старше 35 лет).

Первые работают на заказ, профессионально и независимо. «Административный ресурс» и стартовый капитал приобретают постепенно. Никакой личной заинтересованности в судьбе контролируемых предприятий у них нет (разумеется, кроме прибыли от продажи активов).

Для вторых рейдерство - один из способов укрепить и защитить свой бизнес. Они нанимают собственных налетчиков и обеспечивают их необходимыми ресурсами, чтобы время от времени пользоваться их услугами. Они избегают личного участия в сомнительных операциях, ограничиваясь утверждением плана действий и выплатой наемникам причитающихся 20-25%.

Правда, на Урале встречаются бизнесмены, которые самостоятельно и с большой увлеченностью проводят рей-дерские атаки (преимущественно силовым методом), хотя действовать через подставные структуры куда удобнее: есть возможность сохранять лицо и считать себя «серым кардиналом» местного рынка. Кстати, гуру рейдеров Кеннет Дарт начал свой бизнес в 36, так что у местных энтузиастов, возможно, есть будущее.

Образование

Работа рейдера-профессионала предполагает знание обширного блока правовых вопросов — прежде всего практических. Соответственно, требуется образование экономическое, управленческое, юридическое, еще лучше — обучение за рубежом.

Конечно, для того чтобы позвонить на завод и сообщить о заложенной в здании бомбе, после чего закрыть ворота изнутри и не впускать эвакуировавшийся персонал на опустевшую территорию, - особых знаний не нужно, разве что иметь телефон завода да подкупленное ЧОП. Но «кошмарить» предприятие красиво и тщательно, изысканными методами, с якобы случайными совпадениями и с полным соблюдением законодательства - для этого необходимы большие запасы информации и опыта.

Образование рейдера может быть разным - изначально К. Дарт специализировался на производстве упаковки, а П.А. Федулёв - на машиностроении. Однако для занятия гринмэйлом и экономическим терроризмом нужны не только врожденные рыночные инстинкты и интуиция, но и прекрасное знание арбитражного права, гражданского и уголовного законодательства. Грамотный рейдер разбирается в подробностях бухучета, обращения ценных бумаг, в специфике деятельности разного рода обществ, налоговых, правоохранительных и оценочных органов, судебной и банковской систем. Кроме того, рейдер должен уметь проводить мониторинг открытой информации и доставать любые закрытые и инсайдерские данные, обладать навыками корпоративной разведдеятельности. При подготовке захвата рейдер должен выявить его наиболее ценные активы (земля, недвижимость, лицензии, патенты, изобретения, контракты) или бизнес как таковой, если в результате захвата можно будет поглотить всю отрасль.

Итак, рейдер должен мыслить рыночными категориями, скрупулезно разрабатывать стратегию поглощения, действовать быстро, блефовать уверенно.

Личные качества

Для поглотителей важно сочетание авантюризма и тонкого расчета с определенной долей цинизма и фатализма - рейдер может подделать судебное решение, даже если у него есть возможность получить подлинный документ.

Рассматриваемый контингент в массе своей молод, на риск налетчики идут уверенно, но не бездумно. Понятия морали и нравственности для них весьма условны и размыты, зато понятие о прибыли чрезвычайно конкретно. Некоторые представители профессии склонны к философии, напоминающей пелевинскую: акт недружественного поглощения существует только в восприятии одной из сторон, ибо это личное субъективное переживание. Значит, недружественного поглощения в реальном мире не существует. Так, может, и полученная от такого поглощения прибыль существует только в субъективном восприятии рейдера? Разумеется, нет.

Скорее всего, рейдеры считают себя той самой «невидимой рукой рынка», которая в случае чего поправляет участников экономических отношений. Вероятно, их можно сравнить с некой объективной силой, ликвидирующей слабые компании и устанавливающей динамическое равновесие в конкурентной среде, ведь рейдерство - самый действенный тип конкурентной борьбы. Если оно - легальное. В России же говорить об этом не приходится.

Предполагаемый доход

В среднем рейдер получает 500% прибыли, а порой и 1000%. Если рентабельность предприятия окажется меньше 300% - спецы за дело не берутся.

Специалисты по борьбе с экономической преступностью главной причиной рейдерства называют «парадокс мегаполисов»: ситуацию, при которой стоимость городского бизнеса значительно ниже, чем стоимость его активов, которые к тому же покупаются по ценам ниже рыночных. В результате продажи активов рейдер получает такую прибыль, какую редко где можно заработать. Доходность такого бизнеса определяется в процентах от стоимости затрат, которые к завершению операции должны окупиться в 5-кратном, а еще лучше - в 10-кратном размере. Более того, некоторые профессионалы из «Росбилдинга» отказываются работать, если не будут уверены в 1 5-кратном возмещении затрат.

Прибыльность центрального и регионального рейдерства неодинакова. Не секрет, что столичные поглотители интересуются исключительно землей в Москве и Подмосковье, которую покупают за бесценок и затем продают за астрономические суммы. Правда, основной передел собственности здесь уже завершен, остались менее интересные объекты вроде сельскохозяйственных предприятий пригородов, на месте которых возникают коттеджные поселки. Крупные рейдеры обращают взгляд на регионы: здесь ценным оказывается сам бизнес, особенно машиностроение, связь и энергетика, но в отдельных областях земля и недвижимость стоят достаточно, чтобы начать борьбу за активы.

Методы работы рейдера внешне вполне законны, но далеки от норм деловой этики. Многие рассчитывают на то, что один акционер способен парализовать работу всей компании, а также используют возможность первыми нанести удар. В ход идут манипуляции с акциями и реестром акционеров, подкуп оценочных инстанций, судебных и правоохранительных органов, организация «черных» PR-акций и нападок на репутацию компании, создание невыносимых условий работы и прямой силовой захват. Все это требует средств. Поэтому более реальные цифры дохода налетчиков видны из сопоставления полученной прибыли с затратами.

Чтобы много заработать, рейдерам приходится вкладывать сотни тысяч долларов в организацию поглощения: основная статья бюджета - подкуп судей и правоохранительных органов (по оценкам экспертов, в Москве это $20 -40 тыс.), затем следует себестоимость захвата, расходы по выкупу акций и своего рода оценка рисков. Далеко не каждое предприятие удостоится чести быть захваченным: этот дорогой инструмент применяют к компаниям с хорошей капитализацией, удачным раскладом сил, привлекательными активами и минимальной вероятностью ответных действий.

Работодатель

Внешне рейдерская компания выглядит респектабельно: это частная коммерческая структура на основании устава занимающаяся операциями с недвижимостью, или крупный международный холдинг, имеющий международные связи и приличную репутацию.

Более того, некоторые финансово-промышленные холдинги были созданы именно путем недружественных поглощений, когда опыт создания собственных ФПГ позволил заняться перепродажей чужих предприятий. Сегодня в десятку крупнейших рейдеров России входят «Альфа-групп», Газпроминвестхолдинг, «Росбилдинг», группа компаний СОК, а также небезызвестный на Урале предприниматель Павел Федулев. Другие корпорации предпочитают заниматься поглощениями через дочерние или аффилированные компании, специализирующиеся на рейдерстве. Не брезгует возможностью заполучить контроль над успешными корпорациями и само государство - пожалуй, самым известным захватом стала история с компанией ЮКОС: выдержав нападки самого Кеннета Дарта, холдинг был разорен техническими исполнителями («Газпромом» и «Роснефтью») по заказу сверху.

Стоит ли удивляться, что рейдерство процветает, если властные структуры, призванные обеспечить деятельность всех участников рынка, сами заинтересованы в установлении контроля над отдельными группами предприятий, которые затем будут спонсировать государственные или муниципальные проекты. Наличие «административного ресурса», множества подставных фирм, подконтрольный банк, «свой» судья, подкупленные правоохранительные органы - крупный русский рейдер фактически владеет государством в государстве. И если он соблюдает свои обязательства перед властью, ему позволят работать: в противном случае деятельность будет сильно затруднена, как это произошло с уральским бизнесменом А. Ахтямовым.

Вместе с тем встает вопрос об экономической целесообразности деятельности, которая во всем мире не очень-то приветствуется. Волна безудержных поглощений на Западе закончилась 10 лет назад, и уже сложилась сильная законодательная база, но русские энтузиасты еще не успели вдоволь нагуляться. По данной причине репутация российского бизнеса, а следовательно, и его инвестиционная привлекательность, на международном уровне страдают достаточно сильно - слишком много исков лежит в независимых судах. Разумеется, существуют законодательные нормы, ограничивающие возможность недружественных поглощений, но в России закон всегда был «что дышло».

Дополнительная информация

В российской среде существует мнение, что рейдерство - это чудовищное явление с красивым названием, состоящее в грабеже компаний и не приносящее экономике никаких положительных результатов. Ведь в процессе поглощения ничего не производится и никуда не инвестируется, а только перераспределяется все имеющееся и плохо лежащее на вконец одичавшем рынке. Оппоненты возражают: рейдерство есть признак нормального уровня экономического развития, и недружественные поглощения - явление естественное, показывающее, что представляет собой государство, экономика и право на данном этапе. Иными словами, это болезнь роста, которая вскоре уйдет в прошлое.

Можно утверждать: наличие обеих точек зрения говорит о том, что проблема рейдерства дискутируется, освещается в СМИ и привлекает внимание общественности. Сегодня многие имеют представление о ней и начинают заботиться о безопасности своего бизнеса: тщательнее проверять контакты, отслеживать информпотоки, принимать превентивные меры. С другой стороны, внимание к профессии рейдера позволяет ее представителям находить простейшие инструменты влияния на руководство компании-цели, которое достаточно припугнуть.

Если судить по форумам, рейдеры относятся к своей возросшей популярности спокойно: во-первых, это интересно, как случайно опубликованные в Интернете списки разведчиков ЦРУ - самому ЦРУ. Во-вторых, информацию о себе уже можно раскрывать - главные активы проданы, основной передел собственности завершен, цели достигнуты. Вместе с тем рост цен на недвижимость в развитых регионах - достаточно взглянуть на Екатеринбург - вполне может вызвать вторичную волну поглощений ради земли, поэтому следует выяснить, куда может быть нанесен следующий удар.


Другие материалы по теме: