«Уральский рабочий» и Юрий Глазков: «Позволим загнать себя в стойло?»

11 апреля 2006 (09:03)

Темой главного политического скандала минувшей недели стала инициатива группы депутатов Госдумы по внесению в федеральное законодательство изменений, позволяющих региональным властям временно изымать у муниципалитетов столичных городов ряд полномочий «в целях обеспечения единства их систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры». Вчера свою оценку этому законопроекту дал глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.

— Прославился этот законопроект в первую очередь, наверное, потому, что написан он столь сумбурно, что никто не может понять, о чем идет речь, — с такого, не лишенного сарказма замечания началось выступление мэра на брифинге в городской администрации. — Проект носит ярко выраженный политический характер, в нем декларируются намерения, но абсолютно не прописываются механизмы их воплощения. Вопросов, которые он вызывает, гораздо больше, чем ответов, которые он может дать.

Главный же вопрос состоит в том, почему в такое привилегированное (если судить по аргументации, изложенной в преамбуле) положение попадают жители областных центров, в то время как жители остальной территории Российской Федерации брошены на произвол судьбы? Почему за проблемы, возникающие в областном центре, органы госвласти отвечают, а за те же проблемы в других городах — нет?

Я не берусь судить о перспективах прохождения этого законопроекта. Нельзя исключить, что он может быть принят, хотя здравый смысл, логика подсказывают, что в таком случае Государственная дума себя в значительной степени дискредитирует, так как это просто чрезвычайно некачественный документ.

Предвосхищая вопросы журналистов о том, что в случае принятия такого закона может ожидать жителей Екатеринбурга и других региональных столиц, Аркадий Чернецкий поспешил всех успокоить: «Никаких стрессов, никаких революций, никаких потрясений не будет». А для доказательства этого тезиса обратился к перечню конкретных полномочий, которые могут переключить на себя органы госвласти:

— «Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведе-ние, снабжение населения топливом...» Ну как вы думаете, областное правительство возьмет на себя хоть одну из этих функций применительно к Екатеринбургу? В течение последних 15 лет в эту сферу со стороны областного бюджета не было вложено ни копейки. Мы за счет усилий муниципалитета привлекаем ежегодно свыше миллиарда рублей из внебюджетных источников для того, чтобы поддерживать энергетику. И все вопросы решаем. Да, есть проблемы развития: нужно развивать очистные сооружения, менять трубопроводы... Но тут весь вопрос упирается в финансирование: нужны десятки миллиардов рублей, и тот, кто возьмется за это хозяйство, должен это понимать.

Столь же бессмысленны, по оценке мэра, и другие изъятия полномочий. Например, строительство дорог общего пользования, мостов, развязок и сегодня финансируется из средств дорожного фонда области, подрядчики же почти исключительно городские, и если отстранить их от участия в освоении средств, дорожное строительство в городе просто остановится. Еще одна сфера — транспортное обслуживание населения, В Екатеринбурге оно налажено несравнимо лучше, чем в других городах области, имеющиеся же проблемы связаны с утверждением экономически обоснованных тарифов, что и сегодня в полномочиях области, и с выплатой компенсаций транспортникам за провоз федеральных и областных льготников. Создание же условий для развития бытового обслуживания, общественного питания и торговли и вовсе вызвало у Аркадия Чернецкого усмешку: что, мол, областное правительство возьмет на себя и расстановку киосков с мороженым?

В законопроекте ничего не сказано об изменении бюджетного законодательства, согласно которому у того же Екатеринбурга нельзя изъять бюджетные средства, поскольку они и так начислены по минимальной шкале. Поэтому получается, что, даже сокращая спектр полномочий муниципалитета, госвласть вынуждена будет оставить ему ранее начисленные средства, а изъятые функции финансировать из иных источников. На этот счет Аркадий Чернецкий отреагировал вполне благожелательно: екатеринбуржцам такой расклад может понравиться, а чиновники уж как-нибудь перетопчутся.

Глава Екатеринбурга недвусмысленно опроверг высказывания о возможности изменения порядка избрания мэров: все останется так, как прописано в городских уставах. А пресловутый законопроект никаких рекомендаций по поводу изменения уставов не содержит.

Резюмируя сказанное, Аркадий Чернецкий отметил, что законопроект не содержит даже признаков того, что цель его — решение проблемы страховки жителей муниципальных образований от беспомощности муниципальных властей. Если бы это было так, поддержка региональной госвласти гарантировалась бы в той или иной сложной ситуации всем гражданам, а не только жителям региональных столиц, которым и так сравнительно неплохо:

— Вместо того, чтобы создать механизм помощи слабому, создается механизм наезда на сильного.

Свои комментарии к законопроекту высказал и видный специалист в области муниципального права профессор Игорь Выдрин. По его мнению, проект нарушает положения российской Конституции и действующего закона о местном самоуправлении, которыми четко определены вопросы местного значения, полномочия местных властей и источник средств для реализации последних — местный бюджет. Причем и для нештатных ситуаций в действующем законе предусмотрена отдельная статья, четко, по пунктам, прописывающая границы и механизм экстренного вмешательства субъекта Федерации в полномочия муниципалитетов. Предложенные же поправки позволят вмешиваться в дела местной власти под любым соусом и в форме совершенно неопределенной. В случае их принятия наступят хаос и неразбериха, граждане перестанут понимать, ктб за что отвечает, с кого спрашивать за упущения в той или иной сфере. И именно забвение интересов граждан профессор Выдрин считает главным недостатком законопроекта.

Кроме того, его недоумение вызывает коварство главного инициатора законопроекта Владимира Мокрого, председателя комитета Госдумы по местному самоуправлению, который совсем недавно проводил в Екатеринбурге большую конференцию с муниципальными руководителями и специалистами и ни словом не обмолвился о своих замыслах. Кстати, глава аналогичного комитета Совета Федерации Леонид Рокецкий, бывший тюменский губернатор, — принципиальный противник поправок Мокрого: «Шли к демократии, чтобы каждый почувствовал себя гражданином, и вновь нас загоняют в стойло».


Другие материалы по теме: