«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «А поутру они проснулись...»
18 апреля 2006 (11:00)
Вслед за ещё памятным конфузом с «Социальным такси», когда служба выпала из поля зрения областного министерства социальной защиты населения и лишь стараниями общественности и средств массовой информации удалось заставить чиновников решить вопрос с её финансированием, очередной казус вышел с многодетными семьями — и опять по вине региональной власти.
Согласно закону, предоставлять таким семьям льготы при проезде в транспорте, получении лекарств, школьных обедов etc — с этого года функция региона. Но область до сих пор вопрос с финансированием не решила, несмотря на напоминания той же администрации Екатеринбурга, которая раньше по закону ведала этими вопросами, но с 2006 года утратила соответствующие полномочия. Только добрая воля и профессионализм мэрии позволили весь первый квартал облегчать существование многодетным семьям за счёт перекройки городского бюджета. Но в любой момент данные действия могли быть оспорены как нарушающие Бюджетный кодекс. И вряд ли можно укорять муниципалитет за то, что там не рискнули и дальше ходить по грани, рискуя быть обвинёнными в нецелевом расходовании народных денег.
И потому достаточно странно слышать, как региональная власть призывает муниципалитет «что-нибудь придумать» до конца этого года. Становится интересно: областные чиновники сами столь же вольно обходятся с законом — или сами осторожны и законопослушны, зато с легкостью предлагают другим преступить страшную черту? Обе позиции весьма прискорбны...
Кроме всего прочего, в данном случае пустейшим звуком становятся заклинания и укоры областных руководителей по поводу демографии и повышения рождаемости. Забота о мужском здоровье — дело хорошее, но ещё более на рядовых граждан влияет, думается, отношение власти к семьям с детьми. О том, что детские пособия смехотворны, говорилось уже не раз. Теперь вот чиновники ведомства социальной защиты никак не могут решить вопрос поддержки многодетных семей.
Хотя ранее, когда, скажем, Екатеринбург в полном объёме осуществлял полномочия в социальной сфере, ни у будущих мам-пап, ни у ветеранов вопросов не возникало. «Социальное такси» функционировало без сбоев, матери с детьми получали всё, что им положено. Стремление же региональных депутатов и бюрократов «охватить» всё и вся, не задумываясь, выходит гражданам боком.
Выход-то из ситуации есть, он прописан законодательно, неоднократно областным властям предлагался. Это — наделение муниципалитета государственными полномочиями в той или иной функции. При этом не обязательно стричь всех под одну гребёнку. Если Екатеринбург в силах охватить социальную сферу (впрочем, он сможет выполнить, пожалуй, и многие другие государственные функции!), почему не поручить городу эту работу? В чём-то ином сильны и имеют опыт структуры местного самоуправления Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Первоуральска. И передача им с государственного уровня соответствующих, функций означает рост защищённости, качества жизни жителей этих городов.
Увы, областная бюрократия, пытаясь оправдать свою значимость, готова нагрузить себя чуть ли не чемоданом полномочий; чемоданом, который без ручки: нести неудобно, а бросить жаль.
Любопытно, что Свердловская область в числе немногих субъектов Федерации, где долгое время вообще не было нормативной базы, наделяющей органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, да и сегодня фактически не применена практика наделения ими муниципалитетов. Недавно Министерство юстиции РФ на «Правительственном часе» пообещало членам Совета Федерации, что в ближайшее время проведёт новый мониторинг законодательства и правоприменительной практики в этой части — с тем, чтобы законы об организации местного самоуправления и региональных властей работали всё-таки на человека, а не на обеспечение статуса чиновников. На основе такого мониторинга во втором полугодии планируется создать нечто вроде регистра нормативных актов с указанием их эффективности. Не думаю, что действия чиновников свердловской областной власти в деле социальной защиты попадут в раздел положительного опыта.
Согласно закону, предоставлять таким семьям льготы при проезде в транспорте, получении лекарств, школьных обедов etc — с этого года функция региона. Но область до сих пор вопрос с финансированием не решила, несмотря на напоминания той же администрации Екатеринбурга, которая раньше по закону ведала этими вопросами, но с 2006 года утратила соответствующие полномочия. Только добрая воля и профессионализм мэрии позволили весь первый квартал облегчать существование многодетным семьям за счёт перекройки городского бюджета. Но в любой момент данные действия могли быть оспорены как нарушающие Бюджетный кодекс. И вряд ли можно укорять муниципалитет за то, что там не рискнули и дальше ходить по грани, рискуя быть обвинёнными в нецелевом расходовании народных денег.
И потому достаточно странно слышать, как региональная власть призывает муниципалитет «что-нибудь придумать» до конца этого года. Становится интересно: областные чиновники сами столь же вольно обходятся с законом — или сами осторожны и законопослушны, зато с легкостью предлагают другим преступить страшную черту? Обе позиции весьма прискорбны...
Кроме всего прочего, в данном случае пустейшим звуком становятся заклинания и укоры областных руководителей по поводу демографии и повышения рождаемости. Забота о мужском здоровье — дело хорошее, но ещё более на рядовых граждан влияет, думается, отношение власти к семьям с детьми. О том, что детские пособия смехотворны, говорилось уже не раз. Теперь вот чиновники ведомства социальной защиты никак не могут решить вопрос поддержки многодетных семей.
Хотя ранее, когда, скажем, Екатеринбург в полном объёме осуществлял полномочия в социальной сфере, ни у будущих мам-пап, ни у ветеранов вопросов не возникало. «Социальное такси» функционировало без сбоев, матери с детьми получали всё, что им положено. Стремление же региональных депутатов и бюрократов «охватить» всё и вся, не задумываясь, выходит гражданам боком.
Выход-то из ситуации есть, он прописан законодательно, неоднократно областным властям предлагался. Это — наделение муниципалитета государственными полномочиями в той или иной функции. При этом не обязательно стричь всех под одну гребёнку. Если Екатеринбург в силах охватить социальную сферу (впрочем, он сможет выполнить, пожалуй, и многие другие государственные функции!), почему не поручить городу эту работу? В чём-то ином сильны и имеют опыт структуры местного самоуправления Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Первоуральска. И передача им с государственного уровня соответствующих, функций означает рост защищённости, качества жизни жителей этих городов.
Увы, областная бюрократия, пытаясь оправдать свою значимость, готова нагрузить себя чуть ли не чемоданом полномочий; чемоданом, который без ручки: нести неудобно, а бросить жаль.
Любопытно, что Свердловская область в числе немногих субъектов Федерации, где долгое время вообще не было нормативной базы, наделяющей органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, да и сегодня фактически не применена практика наделения ими муниципалитетов. Недавно Министерство юстиции РФ на «Правительственном часе» пообещало членам Совета Федерации, что в ближайшее время проведёт новый мониторинг законодательства и правоприменительной практики в этой части — с тем, чтобы законы об организации местного самоуправления и региональных властей работали всё-таки на человека, а не на обеспечение статуса чиновников. На основе такого мониторинга во втором полугодии планируется создать нечто вроде регистра нормативных актов с указанием их эффективности. Не думаю, что действия чиновников свердловской областной власти в деле социальной защиты попадут в раздел положительного опыта.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Передвижка денег и имущес ...
- Депутаты Госдумы РФ предлагают законодательно усовершенствовать межбюджетны ...
- Первый заместитель министра социальной защиты населения Свердловской област ...
- Министр по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ Алексан ...
- «Уральский рабочий»: «Хорошо забытое старое»