«Областная газета», «Сергей Воздвиженский: «Федеральный центр «прозевал» проблему резкого повышения цен на коммунальные услуги»

18 апреля 2006 (10:56)

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в марте инфляция в стране составила 0,8 процента. Это сравнительно небольшая цифра с учетом того, что в первом квартале, по сведениям Росстата, инфляция достигла 5 процентов. Следовательно, пока рост одного из основных экономических параметров нынешнего года удалось обуздать. Тем не менее, о позитивных показателях речь не идет, так как на весь нынешний год размер инфляции запланирован в размере 8,5 процента. Информационное агентство «Интерфакс-Урал» попросило председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Сергея Борисовича Воздвиженского высказать свою точку зрения на экономические процессы, происходящие на Среднем Урале.

Об инфляции

Резкий подъем инфляции в нынешнем году спровоцировали три обстоятельства.

Во-первых, это рост тарифов на услуги ЖКХ на 15-30 процентов. Фактически федеральный центр «прозевал» эту проблему, не определив ранг этого вопроса и отдав цены на коммунальные услуги на откуп муниципальным образованиям. Разумеется, на местах не замедлили этим воспользоваться. Увеличение стоимости услуг не сопровождалось улучшением их качества. Достаточно посмотреть на тротуары в столице Среднего Урала. Эта ошибка вызвала резкую критику со стороны населения, и сейчас ситуацию пытаются поправить.

Во-вторых, выросли цены на бензин и дизельное топливо. Разговоры о том, что увеличение стоимости на топливо связано с ростом мировых цен, не более чем «навешивание лапши на уши». Сейчас топливо в России дороже, чем в США. При этом Америка, используя собственные природные ресурсы, ввозит топливо из Персидского залива и Мексики. В трех самых крупных нефтяных компаниях (НК) страны — «Роснефти», «Сибнефти», бывшем «Юкосе» — контрольный пакет акций принадлежит государству. Председателями советов директоров в этих НК являются представители государства. Трудно переоценить роль подобной фигуры в управлении НК. Даже если бы одна из государственных НК снизила цены на бензин на своих автозаправочных станциях (АЗС), это вызвало бы спад стоимости топлива в других НК. Так должны работать рыночные рычаги государства, а не уговоры.

В-третьих, из-за неурожая в Южной Америке очень выросли мировые цены на сахар. Половина потребляемого в России сахара закупается за рубежом. Именно в связи с событиями на этом континенте, а не по вине Украины или Белоруссии стоимость сладкого продукта за зиму увеличилась в нашей стране почти в два раза. Кроме того, Аргентина сократила экспорт говядины, а в Бразилии обнаружился ящур. Пока используется продукция, заложенная на складах, однако стоимость красного мяса уже увеличилась и, по прогнозам, будет расти.

При этом, утверждать, как это делают некоторые экономисты, что инфляция растет из-за увеличения пенсий и зарплат, некорректно. Доля этих средств в обороте денежной массы слишком незначительна.

Разговоры о том, что рынок все отрегулирует сам, не выдерживают никакой критики. Рассчитывать на это не следует. Правительству РФ необходимо активнее использовать собственные, разумеется, рыночные рычаги управления экономикой страны.

О стабилизационном фонде

Профицит федерального бюджета за прошлый год достиг 1,5 триллиона рублей. Это составляет 1,5 процента внутреннего валового продукта (ВВП) страны. Таким образом, раздувается Стабилизационный фонд. По золотовалютным запасам РФ занимает пятое место в мире. Однако экономика нашего государства находится не на пятом месте, напротив, наметилась тенденция к падению темпов роста производства. Поэтому подобное увеличение Стабилизационного фонда ничем не оправдано. Разве тем, что стерилизуется экономика, то есть денежная масса изымается из оборота. Совсем не работает система рефинансирования финансовых ресурсов.

Нам нужно вливание длинных денег в инфраструктуру - реконструкцию железных дорог, газопроводов, нефтепроводов, энергетику, транспортные системы. Так, за последние пять лет строительство дорог сократилось в стране в три раза. Можно уменьшить кредиты с Запада и, напротив, реально давать зарубежным инвесторам деньги через коммерческие банки для развития крупных проектов в России.

О вступлении в ВТО

Внутренний региональный продукт на Среднем Урале растет в соответствии с запланированными параметрами и к 2010 году должен удвоиться. Многие отрасли промышленности достигли доперестроечных показателей, а цветная металлургия давно перекрыла их.

Для многих предприятий Свердловской области вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) станет безболезненным. Очень эффективно развивается СУАЛ. Устойчиво работает медная промышленность, особенно Уральская горно-металлургическая компания под руководством Андрея Козицына. Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) стало главным в Европе поставщиком титановых изделий для крупных самолетов и вторым поставщиком в Америке для «Боингов». Пример выхода ВСМПО на международный рынок достоин подражания. Так, ВСМПО планирует обеспечивать энергетическое машиностроение Европы лопатками и роторами для турбин. Немалая заслуга в этом принадлежит генеральному директору ВСМПО Владиславу Тетюхину.. Однако экономические успехи этого предприятия, хотя и не достигшего пока уровня двадцатилетней давности, не дают покоя желающим попользоваться достижениями исключительно успешной корпорации. Так, бесконечно идут разговоры о смене собственника ВСМПО.

Не вызывает сомнений безболезненное вступление в ВТО предприятий черной металлургии. Успешно работает на рынке Нижнетагильский металлургический комбинат. А один из новых игроков на металлургическом поле - «Макси-Групп» —демонстрирует очень высокие производственно-экономические показатели. Эти достижения стали возможными благодаря капитальному техническому переоснащению предприятия, запуску электропечи, установки непрерывной разливки стали.

Понятно, что уральской металлургии, которая давно вышла на зарубежный рынок и продает свою продукцию по всему миру, ничего не грозит при вступлении в ВТО. Но тяжело придется машиностроению. Эта отрасль не получает от государства больших заказов, производство на предприятиях машиностроения не обновляется много лет и теряет конкурентоспособность. Тем не менее, процесс будет трудным, но не губительным. Многие предприятия уже обзавелись патентами на свою продукцию. Необходимо завершить эту работу в ближайшее время.

За последние годы произошел большой прорыв импортных товаров народного потребления (ТИП) на российский рынок. Сейчас доля зарубежных ТИП составляет 80 процентов. Вряд ли ситуация успеет измениться до вступления нашей страны в ВТО. Зарубежных ТНП не станет меньше, но их стоимость может снизиться приблизительно на 10 процентов.

Высочайшие задачи стоят сейчас перед агропромышленным комплексом (АПК) области. В России продается менее 60 процентов продуктов питания собственного производства. Это становится прямой угрозой продовольственной безопасности страны. Тем не менее, никого уже не надо убеждать в том, что, к примеру, уральские продовольственные товары обладают высоким качеством и наиболее востребованы на рынке. Реализация национального проекта развития АПК позволит отечественному сельскому хозяйству превратиться из черной дыры в прозрачное производство, привлекательное для инвесторов.

Панические разговоры о вступлении страны в ВТО безосновательны. Необходимо развивать собственную экономику. Примером может служить автомобильная промышленность. Так, за последние годы в стране открылось пять автомобильных предприятий. Вступление в ВТО предполагает охрану своих достижений. Жулья и нахалов достаточно не только у нас, но и на Западе. Все наши лучшие наработки - ноу-хау — необходимо запатентовать, обеспечить интеллектуальной собственности юридическую защиту.


Другие материалы по теме: