«Вечерний Екатеринбург», Евгений Сусоров пишет: «Флаги в гости. Инвестиции — в бюджет. Как убедить иностранцев раскошелиться с выгодой для них же»

21 апреля 2006 (11:00)

При разработке многих стратегических проектов развития Екатеринбурга часто встаёт вопрос: где взять деньги на реализацию мероприятий? Ведь бюджет города не резиновый, а надеяться на финансовую помощь области, и уже тем более Федерации, приходится далеко не всегда. Конечно, всегда остаётся вариант социального партнёрства между городом и бизнесом, но и возможности предпринимателей Екатеринбурга далеко не безграничны. Похоже, разработчики стратегического проекта «Все флаги в гости к нам», который обсуждался 18 апреля на заседании Программного совета стратегического развития Екатеринбурга, нашли выход из этой щекотливой ситуации: согласно их идее, помощь в реализации городской стратегии может оказать иностранный капитал -причём на вполне выгодных для него позициях.

Битву за статус нельзя проиграть

В самом деле: всего за неполных 15 лет Екатеринбург из закрытого, почти что «режимного», города превратился в третий по значению город России и один из влиятельных центров международного сотрудничества. По количеству консульских представительств и дипломатических миссий наш город уступает только Москве и Санкт-Петербургу. В самое ближайшее время, согласно достигнутым на уровне Правительства РФ соглашениям, в Екатеринбурге планируется открытие консульств Азербайджана, Китая, Франции и Вьетнама. У Екатеринбурга шесть городов-побратимов; кроме того, на территории города расположено 10 представительств иностранных авиакомпаний, 5 зарубежных культурных и образовательных центров, свыше 240 представительств иностранных государств. В течение года город принимает у себя не меньше пяти крупных международных выставок, а также свыше 80 зарубежных делегаций. Казалось бы, что ещё нужно для того, чтобы инвесторы из-за рубежа с охотой вкладывали деньги в нашу экономику?

А нужно всего-то ничего: правильный имидж. Определённые шаги в этом направлении уже делаются, и доказательством тому — открытие на территории Екатеринбурга филиалов таких крупных сетевых компаний, как IKEA, «Метро Кэш-энд-Кэрри», «Реал», строительство гостиниц международного класса «Хайят» и «Мариотт» и внедрение на финансовый рынок таких матёрых «игроков», как Европейский банк реконструкции и развития и «Сосьете Женераль». Но город по-прежнему не до конца ассоциируется в сознании иностранцев как международный центр, и виной этому — устоявшийся стереотип Екатеринбурга как города «не для иностранцев». Отсюда проистекает и низкий уровень инвестиционной активности иностранного бизнеса как в Екатеринбурге, так и в Свердловской области, недостаточное количество совместных производств, значительный дисбаланс структур экспорта и импорта и недостаточный маркетинг предприятий города и области за рубежом. А ведь уже сегодня между городами Урала идёт довольно жёсткая конкуренция за право иметь высокий международный статус, и если сегодня не сделать кардинальных шагов по исправлению ситуации, то завтра, вполне возможно, пальму первенства в этом вопросе в Урало-Сибирском регионе могут перехватить Челябинск и Новосибирск. Чтобы избежать такого развития событий, авторы проекта «Все флаги в гости к нам» предложили в период до 2015 года создать в сознании иностранцев новый образ Екатеринбурга — как города, привлекательного для международного бизнеса, культурного, открытого и толерантного. Какими же конкретными мероприятиями этого предполагается достичь?

Проекты в «связке» — город в достатке

Прежде всего — через ежегодный прирост числа представительств иностранных компаний и консульских учреждений, а также ежегодных крупных международных конференций, конгрессов и выставок. Кроме того, следует увеличить количество предприятий с иностранными инвестициями. Необходимо в разы увеличить пакет мероприятий, посвящённых культуре других стран и создать систему специализированной (в том числе медицинской, информационной и языковой) помощи иностранным гражданам, находящимся на территории Екатеринбурга. В перспективе планируется также создание в городе свободных экономических зон и технопарков. Параллельно с этим Екатеринбург будет активно продвигать свой брэнд на международном уровне: единый стенд города будет постоянно представлять столицу Урала на международных выставках и специальных Днях города за рубежом, а в сети Интернет появится представительский сайт города на английском языке. В рамках социального партнёрства свой вклад в повышение международного статуса Екатеринбурга внесут и предприниматели, и вузы, и учреждения культуры и спорта, и, конечно же, туристические фирмы. Всё это вместе создаст механизмы для того, чтобы от разрозненных, разовых акций перейти к постоянно работающей, комплексной системе международных связей города и его последующей интеграции в мировую систему деловых и культурных коммуникаций. Реализация проекта позволит не только привлечь в город инвестиции, но и даст дополнительный толчок параллельным стратегическим проектам: «Развитие малого производственного бизнеса», «Торговые узлы Eкaтеринбурга», «Гостиницы Екатеринбурга» и «Туристический центр — город на границе».

Разумеется, наивно будет надеяться на деньги извне, не затратив при этом ни копейки: общая стоимость реализации проекта «Все флаги в гости к нам», по оценкам разработчиков, равняется 480 миллионам 305 тысячам рублей, из которых доля городского бюджета составит 165 миллионов рублей — в основном эти деньги пойдут на разработку целевых и маркетинговых программ и ежегодное обновление единого городского стенда.


Другие материалы по теме: