«Комсомольская правда», Владимр Кравцов пишет: «И рейдеры зеленые кругом...»

26 апреля 2006 (10:52)

Очаровавший уральскую бизнес-элиту термин немедленно стал удачным приемом антикризисного PR.

Бизнес-элита, особенно провинциальная, подвержена тем же законам массового сознания, что и обычные люди. В частности, падка на красивые термины. Позавчера предприниматели и управленцы строем ходили на семинары по «управленческой борьбе», вчера - дружно проникались необходимостью борьбы с «потребительским экстремизмом». Этой зимой уральский бизнес-лексикон стремительно пополнился звучными терминами «рейдеры», «гринмэйл».

Однако идентичное и теперь уже привычное слово «передел собственности» когда-то (уже более десяти лет назад) впервые в России прозвучало именно в сводках новостей с Урала.

Происходившее у нас стало, «классикой жанра», а набившие руку уральские профи отправились колесить по стране и открывать московские офисы. Умение же противостоять переделу - обязательная часть знаний любого собственника или управленца на Урале.

Но в том и сила малопонятных красивых слов - всегда кажется, что за ними стоит нечто новое, неизведанное, а потому опасное. Срабатывает и комплекс провинциальной неполноценности: уральцу легко поверить, что «эти рейдеры» владеют некими супертехнологиями, поскольку они же из Москвы!

Тут же вполне логично появился еще один стереотип; тот, кто стал жертвой рейдера - обязательно хороший бизнесмен. В глубине души мы верим, что между плохими людьми существует что-то вроде солидарности, друг друга они не обижают. Поэтому когда нам говорят, скажем, об ограблении, в качестве жертв мы автоматически воображаем людей, в высшей степени милых и достойных.

И вот этим моментально воспользовались специалисты по антикризисному PR. Все просто, как мычание: если ваша репутация зашаталась - устройте PR-кампанию, что вы стали жертвой рейдеров!

Ярчайшим примером новой технологии стали действия пиарменов «Уралтрансбанка» после всем памятных событий. Вначале пресс-служба и руководство банка совершили несколько явно ошибочных шагов. Вначале они объяснили действия милиции исключительно кляузами должника, который пытается уйти от исполнения обязательств. Пресса отреагировала на это весьма скептично: крайне маловероятно, что милиция провела обыски в известном банке, да потом еще и поместила под арест его руководителя исключительно на основании чьих-то бездоказательных заявлений.

Тогда лично г-ном Заводовым была запущена более сильная версия: банк пытаются уничтожить некие могущественные силы, назвать которые он, правда, так и не решился. Все получалось вполне правдоподобно, однако подвело словесное оформление - термины вроде «могущественные недоброжелатели» вызывали усмешку по причине своей схожести с лексиконом душевнобольных. Но тут точное слово было наконец найдено: РЕЙДЕРЫ! Еще вчера безразличная к судьбе банка бизнес-общественность «завелась». Павшего жертвой рейдерских интриг Заводова наконец начали жалеть.

Но что заставляет усомниться в истинности и этой версии, видеть в ней лишь PR-технологию?

Казалось бы, происходящее вокруг банка во многом напоминает многократно описанные сюжеты переделов собственности. Но стоит учесть существенную разницу: большинство переделов были связаны с промышленными предприятиями, в данном же случае речь идет о банке.

Репутационная составляющая в капитале рудника или завода невелика. Там главное - совокупность оборудования и лицензий, позволяющая производить некую приносящую прибыль продукцию. Что касается человеческих ресурсов, то нестабильность собственника не приводит к их оттоку, потому что «синие воротнички» обычно жестко привязаны к своему месту работы - найти другую работу сложно, иногда для этого требуется переезд в другой город.

То есть вокруг лакомого завода можно устраивать любой спектакль, вплоть до того что целенаправленно уничтожать его репутацию, чтобы снизить рыночную стоимость предприятия. Как это было, в частности, с Екатеринбуржским заводом гражданской авиации, который в прессе обвиняли в проведении некачественного ремонта вертолетов, якобы приведший к авиакатастрофам. Потому что те, кто рвется в новые собственники, отлично понимают: никакие репутационные передряги не мешают предприятию в дальнейшем производить продукцию и сбывать ее, получая, соответственно, прибыль.

В банке же, напротив, репутация - основная часть капитализации. Как только вокруг него возникает атмосфера нестабильности, из него уходят и держатели счетов, и вкладчики. А должники начинают тянуть с выплатами, надеясь, что завтра требовать с них долги будет уже некому.

В итоге банк остается не только без клиентов, но и без рабочего инструмента - денег. Таким образом, технологиями традиционного «рейдинга» заполучить банк, конечно, можно. Но это уже будет дырка от бублика: лицензия Центробанка на стене, офисное здание, мебель, оргтехника... И все.

Так что не приходится удивляться, что до сих пор ни разу не было слышно о «скандальном переделе собственности» в банках. Никто не хочет оказаться в положении джигита, который невесту украл, но пока скакал по горам, она в мешке задохнулась.

Другой не менее интересный вопрос - а кому мог понадобиться именно «Уралтрансбанк»? Почему не атакуют ни «Северную казну», ни УБРиР, ни «Драгоценности Урала» - учреждения со значительно более сильными брендами и позициями на рынке? Ради чего со всей дури обрушиваться на банк, который был мощным, лишь пока оставался отраслевым? Кстати, «со всей дури» - это еще один повод усомниться. Рейдер немыслим без поддержки в госаппарате, в суде. Но административный ресурс рейдера - это свой человечек в Палате по регистрации прав недвижимости, который может шлепнуть печать, чтобы бумага была законной хотя бы недельку, или свой судья в Урюпинском суде, принимающий нужное решение. Если говорить о роли милиции даже в крупных переделах - это максимум уровень начальника РОВД, командира ОМОНа или какой-нибудь ВОХР. В случае же с УТБ якобы по указке рейдеров действуют ГУВД по Ур-ФО, прокуратура Октябрьского района... А по неофициальным данным, к делу подключилось еще несколько правоохранительных структур. Это каким гигантом надо быть, чтобы заставить их работать по своей указке?! Словом, поводов усомниться в том, что УТБ стал жертвой рейдеров, более чем достаточно. Налицо лишь хороший профессионализм пресс-службы банка, пусть и запоздало, но сообразившей воспользоваться модными сегодня мифами о рейдерах.

Впрочем, сами ли собой возникли эти мифы? Начало активных разговоров на Среднем Урале о рейдинге по странности совпадает с событиями вокруг УТБ. И началось все с некоего семинара об опасностях рейдинга, где слушателям как актуальный и живописный пример современных технологий передела собственности предлагалась... атака на УТБ. Случайность? Или компания «Остановим подлых рейдеров!» тоже была спланирована, срежиссирована и проплачена все тем же банком (не такие уж и великие деньги), чтобы было на что опереть собственную линию защиты?

По информации сайта www.upmonitor.ru.


Другие материалы по теме: