«Коммерсантъ», Олеся Ратошнюк пишет: «ЧКПЗ торопится на фондовый рынок. Завод семьи Гартунгов объявил о проведении IPO»

27 апреля 2006 (11:00)

Вчера ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» (ЧКПЗ) заявил о намерении провести IPO. По словам генерального директора ЧКПЗ Андрея Гартунга, листинг акций запланирован на конец 2007 года. Правда, эксперты указывают на высокие риски: из-за низкой капитализации, непрозрачности компании планы по IPO могут провалиться, что в конечном итоге может отрицательно сказаться на публичной истории ЧКПЗ.

Как рассказал генеральный директор ЧКПЗ Андрей Гартунг, предприятие уже начало подготовку к выходу на фондовый рынок: обновлены производственные мощности, расширен ассортимент выпускаемой продукции, что по итогам 2006 года должно привести к увеличению объемов производства в 2 раза. Это, как рассчитывает менеджмент, повысит инвестиционную привлекательность предприятия перед выходом на IPO. На следующем этапе планируется разместить облигационный займ на 500 млн рублей. И к концу следующего года провести IPO. На фондовом рынке, по словам Андрея Гартунга, планируется разместить около 10% акций (см. справку). Но какой объем средств планируется выручить за счет IPO не называется.

«Ъ» Челябинский кузнечно-прессовый завод производит рессоры и колесные диски для автомобильной промышленности. Основными покупателями продукции ЧКПЗ являются автомобильный завод «Урал», «УАЗ», «КамАЗ», «ГАЗ», «ЗИЛ» и Минский автозавод. Объем производства завода в 2005 году составил 1 млрд 303 млн рублей. Основными акционерами компании являются члены семьи Гартунг: Валерий Гартунг, сын Андрей Гартунг и супруга Марина Гартунг, которые сейчас владеют более 80% акций.

Аналитики отмечают, что менеджмент ЧКПЗ торопится с выходом на фондовый рынок. В челябинском филиале компании «Брокеркредитсервис» считают, что за полтора года ЧКПЗ будет сложно реализовать свои планы. «Предприятию для начала нужно наработать публичную историю в виде вексельных и облигационных займов. А размещения одного займа, как планирует предприятие, явно недостаточно. Среднее время прохождения IPO от двух лет», — отметил директор челябинского отделения БКС Григорий Вахитов. По его мнению, очередь IPO таких компаний, как ЧКПЗ, настанет года через 3, «после того как схлынет волна IPO крупных компаний типа «Роснефти».

С господином Вахитовым согласен и начальник отдела инвестиционно-финансовых консультаций компании «Профинвестсервис» Александр Журавлев: «Сейчас акции ЧКПЗ размещены на самой начальной площадке фондового рынка «РТС Board». Зарегистрированы они здесь с ноября прошлого года, однако никаких сделок не проводилось, активности никакой нет, интерес к компании небольшой. Дело в том, что капитализация компании очень мала — $4,201 млн, хотя и выросла с начала размещения на 16%». По словам господина Журавлева, чтобы успешно провести IPO, предприятию необходимо увеличить выручку минимум до $70 млн, стать прозрачной и соответствовать требованиям ФСФР.

Между тем эксперты предупреждают, что заявления о проведении IPO стоит делать осторожно, так как отказ или неудача на фондовом рынке может навредить публичной истории предприятия. Так, президент объединения работодателей ПРОМАСС Валерий Панов считает: «Во-первых, есть риск продать бумаги по заниженной цене и риск для собственников размыть основной пакет акций. У ЧКПЗ также могут возникнуть и другие сложности: они не обеспечены устойчивостью в плане долгосрочной перспективы: это передельное предприятие, у которого гораздо меньше шансов, чем у предприятия так называемого замкнутого цикла».


Другие материалы по теме: