«Деловой квартал», Юлия Эйдинова пишет: «Аптечные сети»

2 мая 2006 (11:00)

Потребление лекарств на душу населения в России уверенно растет. Однако этот показатель еще остается в несколько раз меньшим, чем в странах Европейского Союза и даже Центральной Европы. Гражданин РФ в 2005 г. купил лекарств в среднем на $58, а в 2006 г., по прогнозам, сумма, потраченная на эти цели, увеличится до $70.

Федералы не стремятся в область

Как оценила Урало-Сибирская фармацевтическая ассоциация, сейчас в Екатеринбурге около 35 компаний, имеющих более одной аптеки. К классу А (свыше 10 аптек) относятся 7 фирм, среди которых одна московская — АС «Чудо-Доктор» («О3»). К крупным сетям, управляющим примерно 20 аптеками, эксперты относят «Здравник», «Атолл-Фарм», МУП «Здоровье», «АС-Бюро», ГУП СО «Фармация».

Аналитики говорят, что аптечная сетевая розница города представлена во всех ценовых нишах. «Здравник», «Ригла», «36,6», «О3» («Чудо-Доктор») позиционируются в сегменте middle и middle-up. В этой же нише работает сеть местного дистрибьютора медикаментов «АС-Бюро» — «Живика». Среди успешных дискаунтеров эксперты обозначили сети «Йодлик», «Диолла», «Аквасфера». В ценовой категории ниже среднего действуют многие екатеринбургские аптечные сети, не имеющие четкой стратегии работы на рынке: их текущая деятельность исчерпывается розничными продажами.

По мнению Сергея Полыганова, директора сети «Здравник», аптечный дискаунтер постепенно уходит с рынка, эту нишу все активнее занимает государственная федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). «Медикаменты, которые можно было продавать дешево, теперь раздаются бесплатно. И покупателям уже не так важна цена, сколько значим ассортимент, сервис, местонахождение аптеки, стоянка», — уверен г-н Полыганов. Как сообщил «ДК» Юрий Гарбузов, директор сети «Йодлик», рентабельность его аптек благодаря значительному количеству покупателей находится на том же уровне, что и более дорогих. В премиальном сегменте аптекари фактически не работают — бессмысленно.

Участники рынка также сегментируют игроков по принципу территориального развития: часть крупнейших местных сетей («Атолл-Фарм», «Фармация», «Живика») активно открывают свои точки в Свердловской области. Эльвира Тиунова, начальник службы маркетинга сети «Живика», отмечает, что в столице Урала рынок аптечной розницы близок к перенасыщению по количеству торговых точек, остались только малоинтересные места. Поэтому «Живика» намерена сделать упор на областное развитие — там еще существует потенциал для роста аптечного бизнеса. «Мы сознательно открываемся только в спальных районах Екатеринбурга и в области. В начале 2006 г. «Живика» включала 30 точек, к концу года планируется довести сеть до 54-х, главным образом в областных городах».

Федеральные сети, присутствующие в столице Урала, идти в область даже не собираются. Андрей Быков, директор сети «О3» в Екатеринбурге: «Наша сеть намерена запустить в городе не менее 25 аптек. А в области открываться еще рано: потребители не готовы к специфике нашего формата, да и уровень доходов населения невысок». Елена Ивлева, директор региона Екатеринбург, аптечная сеть «36,6», подчеркнула, что планов областного развития они не вынашивают: «Пока мы создаем аптеки только в центре города, но намерены открываться и в спальных районах, если у точки будет высокая проходимость. К примеру, у нас есть аптека в «Парк Хаусе».

Сергей Полыганов сообщил, что лидерами по объемам выручки за 2005 г. стали сети «Здравник», «Атолл-Фарм» и «АС-Бюро». Как свидетельствует практика, этот показатель не зависит от размера сети: ГУП СО «Фармация» — лидер по количеству розничных точек, но отстает от своих коммерческих коллег по уровню доходности, отметил г-н Полыганов.

Будущее — за аптечными супермаркетами

В 2005 г. в Екатеринбурге заявила о себе крупнейшая национальная аптечная сеть — «36,6». Пока, полагают игроки, существенного влияния на рыночную ситуацию она не оказывает: слишком сильны позиции местных сетей. Но эксперты считают, что приход федеральных операторов ускоряет процессы сегментирования и форматирования фармрозницы: сети открывают все больше аптек самообслуживания и подумывают об аптечных супермаркетах, а количество классических точек уменьшается.

Как сообщила Елена Ивлева, сегодня в городе открыто четыре аптеки сети «36,6», готовится к запуску пятая. К 2008 г. планируется занять 10-20% местного рынка. Эльвира Тиунова заметила, что появление сети «36,6» никак не отразилось на «Живике», поскольку столичный «гость» пришел только в центральный район. В то же время у москвичей выше уровень дизайна, мерчандайзинга, оборудования, качества обслуживания — признает г-жа Ивлева.

В «Здравнике» появления «36,6» тоже особо не заметили. Сергей Полыганов уверен, что у местных и столичных игроков различные подходы к рынку: «Федералы берут количеством. А местные — качеством, они глубоко осведомлены о потребностях регионального рынка, у них есть взаимопонимание с населением и властями, они знают хлебные места, детально

мониторят рынок. Мы идем от спроса, а не от охвата. Оставляем простор для маневра: не действует на этом месте «открытая» форма или ассортимент — запускаем «закрытую» либо меняем ассортимент». По оценкам местных участников рынка, москвичи все вкупе могут рассчитывать в ближайшее время не более чем на 10% розничного фармрынка Екатеринбурга.

В то же время экспансия национальных операторов стимулирует уральских аптекарей к развитию новых форматов и точечной работе с покупателями. Дело в том, что столичные конкуренты приходят на региональные рынки в основном с аптеками самообслуживания, а следом открывают супер- и гипермаркеты, которые чаще всего не по карману местным игрокам.

В 2005 г. сеть «Чудо-Доктор» в результате слияния с другой федеральной сетью ICN Russia провела ребрендинг. Был разработан и внедряется новый формат аптечных магазинов под маркой «О3», предполагающий открытую форму выкладки товара (самообслуживание), просторный торговый зал, широкий ассортимент парфюмерии. Андрей Быков: «Причем цены на товары будут ниже, чем в бутиках: поставщики заинтересованы, чтобы их продукт продавался в аптеках, ведь аптеке покупатель доверяет больше». Как сообщил г-н Быков, благодаря оптимизации работы с поставщиками снизятся цены и на некоторые виды лекарств. В этом году в городе планируется открыть 10 точек нового формата.

Елена Ивлева отметила, что сеть «36,6» намерена делать упор на формат супермаркета, который характеризуется высокой клиентоориентированностью, полным ассортиментом, большими площадями. Кроме того, планируется развивать специализированный драгстор, где будут максимально широко представлены товары конкретных направлений. По мнению г-жи Ивлевой, формат аптечного пункта сейчас отмирает. Пункты останутся только в самых пиковых местах пешеходного трафика. А закрытая форма ориентирована на покупателя экономкласса и консервативных потребителей.

Местные игроки не стали дожидаться, когда федералы размахнутся в полную силу, и начали развивать собственные аптеки самообслуживания, расширять ассортимент, ориентироваться на узкую аудиторию.

В формате самообслуживания доля продаж медикаментов — около 30-40%, остальное — это парафармацевтика: средства гигиены, косметика, БАДы, медицинская техника. Продажа парафармацевтики позволяет преодолеть ограниченную «лекарственную» наценку и повысить снизившуюся за последние годы рентабельность бизнеса. Эльвира Тиунова: «В сентябре 2005 г. мы запустили первую аптеку самообслуживания, до тех пор сеть была классической. За относительно короткое время в аптеке увеличились такие показатели, как товарооборот, посещаемость, стоимость средней покупки. По нашим данным, в этом формате товарооборот возрастает примерно в 1,5 раза за счет повышения количества импульсных покупок при условии правильно внедренных принципов мерчандайзинга. Для роста конкурентоспособности руководство сети «Живика» приняло решение и в дальнейшем создавать аптеки с открытой формой выкладки и проводить реконструкцию части уже функционирующих аптек». Пока в обороте «Живики» лекарства и парафармацевтика занимают по 50%.

Сергей Полыганов рассказал, что на долю аптек самообслуживания приходится 30% оборота всей сети «Здравник», между тем их количество — 10 из 39 точек сети. Выбор той или иной формы торговли диктует сам покупатель. Пример: «Здравник» готовит к открытию аптеку «закрытой формы» в центре города, возле УрГУ, так как именно она более востребована в этом районе.

Как утверждают эксперты, оборот парафармацевтики ежегодно растет, поэтому рентабельность супермаркета будет все дальше отрываться от доходности аптеки «закрытого формата». Но в «Здравнике» и «АС-Бюро» считают, что точки с закрытой формой торговли еще долго останутся на рынке: не все привыкли к магазинному типу аптек, особенно люди пожилого возраста. Пока в аптеку чаще приходят как в медицинское учреждение, поэтому некоторые посетители до сих пор серьезно не воспринимают промышленные товары на прилавках.

Розницу «проглотит» федеральный опт

Несмотря на то что федеральное присутствие в Екатеринбурге почти не ощущается, в скором будущем рынок серьезно перекроится в сторону укрупнения участников — предполагают эксперты. Скорее всего, национальные дистрибьюторы фармацевтической продукции купят часть крупных местных сетей и вытеснят мелких операторов в менее доходные сегменты рынка. При этом ассортимент аптек будет расширяться.

Сергей Полыганов предрекает две основные тенденции аптечного рынка: увеличение числа специализированных точек (кардиологических, ортопедических и т. д.) и количества супермаркетов открытой и закрытой формы. «Мы развиваемся как обычный ритейл. Или федералы, или местные аптекари скоро откроют аптечный супермаркет в несколько сотен квадратных метров. В то же время в связи с ростом арендной платы содержать в одной сети несколько больших помещений станет невыгодно, и фирмы начнут их мельчить, искусственно сужать и придумывать ниши: косметика, аппаратура и др.», — полагает он. Некоторая доля рынка останется за больничными аптечными пунктами.

В 2005 г. серьезно заявила о себе федеральная программа ДЛО. «Оборот по ней удваивается, — говорит г-н Полыганов, — четверть товарооборота «Здравника» держит ДЛО. И это поле на рынке государство расширяет все сильнее: скоро будут действовать новые федеральные программы, которые охватят существенную часть лекарственного ассортимента. Это вынудит аптеки дополнительно увеличивать ассортимент».

Валерий Лоскутов, президент Урало-Сибирской фармацевтической ассоциации, прогнозирует, что в ближайший год национальные сети будут усиливать свое влияние и поглотят некоторых крупных участников рынка. «Хотя появление крупных федеральных операторов не приведет к росту стоимости лекарственных препаратов, поскольку ценовая конкуренция для нашего рынка уже пройденный этап. Скорее всего, с аптечного рынка Екатеринбурга исчезнут мелкие игроки или одиночные аптеки экономкласса. Многих из них вытеснят из центра в спальные районы», — уверен г-н Лоскутов.

Как полагает Сергей Полыганов, поглощением местных сетей займутся прежде всего фармдистрибьюторы национального уровня. По его наблюдениям, федеральные розничные сети готовятся на продажу им же. «Национальные сети в последнее время делают громкие заявления: мы в этом году откроем такое-то количество аптек. За этим кроется одна цель. Создается определенное число аптек, цена на них поднимается, и вся сеть продается», — поясняет г-н Полыганов.

Эксперты, в том числе представители сети «36,6», не исключают, что попытки розничных федералов купить местных продолжатся. Однако, как говорит Сергей Полыганов, для крупных национальных дистрибьюторов, таких как «Аптека Холдинг», «Генезис», «Катрен» и некоторых других, создание собственных розничных сетей — насущная необходимость. «У «Генезиса» уже есть своя сеть аптек «Первая помощь», у «Протека» — «Ригла». Это выгодно с точки зрения мониторинга рынка и его удержания. Вероятно, местных поглотят федеральные дистрибьюторы. Открывать собственные сети дорого, поэтому они скупят их в Москве, Питере, Екатеринбурге, Новосибирске», — прогнозирует директор «Здравника».

По мнению Сергея Полыганова, ближайшие претенденты на местные сети — «Генезис» и «Катрен». В планы «Здравника» и «Живики» подготовка к продаже не входит. Эльвира Тиунова сообщила, что к концу года «Живика» выйдет за пределы Свердловской области — в города УрФО.


Другие материалы по теме: